9 марта 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, наша съемочная группа недавно вернулась из Антарктиды, где мы снимали материал о том, как удается странам сохранять шестой континент свободным от политики. Но не успели мы достигнуть берегов Антарктиды, как приходит новость о том, что руководство украинского Национального антарктического центра «Академик Вернадский» в Антарктиде хочет перевести часовню святого Владимира Украинской Православной Церкви, расположенную на территории станции, в юрисдикцию «Православной церкви Украины». Нужно сказать, что это небольшая часовня два на два метра, в отличие от нашего храма на станции Беллинсгаузена, туда не водят туристов, там не проходят Литургии. Почему вдруг эта маленькая часовенка обрела такое большое значение для Киева?
Митрополит Иларион: Действия нынешних киевский властей трудно поддаются рациональному осмыслению. Но если говорить о часовне, находящейся в Антарктиде, то она не может принадлежать так называемой Православной церкви Украины, потому что эта псевдоцерковная структура своим создателем — Константинопольским Патриархатом — изначально лишена права создавать храмы, часовни или какие-то места своего присутствия за пределами Украины. Поэтому, если они хотят кому-то передать эту часовню, то они могут ее передать Константинопольскому Патриархату.
На протяжении многих лет часовня окормлялась Украинской Православной Церковью, ее посещали украинские архиереи и священники. Почему президенту Порошенко понадобилось именно сейчас в срочном порядке переводить эту маленькую часовню в новосозданную структуру? Может быть, он надеется поправить свой рейтинг в Украине за счет каких-то голосов, которые получит в Антарктиде.
Е. Грачева: Храму Святой Троицы на российской станции Беллинсгаузен в этом году исполняется 15 лет. В 2016 году храм посетил Патриарх Кирилл. В связи с этим у многих вопрос: почему для Русской Православной Церкви важно присутствие в Антарктиде?
Митрополит Иларион: Прежде всего, потому, что там находятся наши русские люди, полярники, которые приезжают туда, работают вахтенным методом, живут там вдали от своих семей и которые, как и все православные верующие, нуждаются в пастырском окормлении.
Храм Святой Троицы на российской станции Беллинсгаузен был построен 15 лет назад по инициативе людей, которые там работают. В этом храме регулярно совершается богослужение, там живет на постоянной основе священник, который также вахтенным методом сменяется каждый год.
Святейший Патриарх Кирилл, посещая этот храм и выступая перед полярниками, сказал очень проникновенные слова об Антарктиде. Он сказал о том, что Антарктида являет собой пример континента без оружия и без войн, где люди находятся в полной гармонии с природой и что такой могла быть вся наша земля, если бы люди следовали христианским нравственным ценностям.
Е. Грачева: В января следующего года Россия отмечает 200 лет открытия Беллинсгаузеном и Лазаревым Антарктиды. Немногие, нужно сказать, в мире знают эти имена, что русские открыли этот континент для всего мира. Для меня было открытием, что вместе с Лазаревым и Беллинсгаузеном в этой экспедиции был иеромонах Дионисий, который открыл Антарктиду для православного мира. Он — первый в истории священник, отслуживший молебен у берегов Антарктиды. Будет ли Русская Православная Церковь отмечать эту дату в следующем году?
Митрополит Иларион: Мы пока не планировали каких-то специальных торжеств по этому случаю. Но я думаю, раз такая дата приближается, надо будет ее достойно отметить.
Е. Грачева: В Исаакиевском соборе выступил музыкальный коллектив, который вызвал волну негодования тем, что в стенах храма была исполнена шуточная военная песня, где есть слова о том, что Россия направляет свои ракеты в сторону Вашингтона. Песенка старая, написана еще в 80-е годы. Из песни слов не выкинешь, но, тем не менее, бурю обсуждений вызвало именно место исполнения. Как Вы отнеслись к этой новости?
Митрополит Иларион: Я думаю, что такие события не должны происходить, потому что стены храма должны оглашаться священными песнопениями. На одном из фронтонов Исаакиевского собора начертана надпись: «Храм Мой храм молитвы наречется». Если в храме происходит концерт, то это должна быть именно духовная религиозная музыка. Это не должны быть произведения, которые могут вызвать соблазн, критику.
Все это лишний раз напоминает о том ненормальном статусе, в котором сегодня находится Исаакиевский собор. Собор должен принадлежать Церкви при том, что он может сохранять все свои музейные функции, а также предоставлять свои помещения для концертов, как это, например, происходит в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, где звучит не только музыка религиозная, но и музыка светская, не только музыка для хора, но и музыка для оркестра, в том числе иной раз и популярная, эстрадная музыка, но все это происходит в рамках приличия и не вызывает ни у кого соблазна.
Е. Грачева: Владыка, Русская Православная Церковь подготовила предложения по поддержке многодетных семей в России. В частности, Церковь предлагает предоставлять ежегодные субсидии на погашение ипотечного кредита, если в семье родился четвертый ребенок. А если в семье шесть и более детей, то Церковь предлагает государству полностью погашать за них ипотеку. Известна ли уже реакция светских властей на это предложение и что показывает практика: как часто к мнению Русской Православной Церкви прислушиваются в той же Госдуме?
Митрополит Иларион: Практика показывает, что в Госдуме прислушиваются к мнению Святейшего Патриарха Кирилла. Выступая в последний раз на площадке Государственной Думы, он озвучил целый ряд конкретных инициатив, направленных, прежде всего, на повышение благосостояния многодетных семей. Государственной Думой была создана рабочая группа, которая сейчас рассматривает эти инициативы, и я надеюсь, что они будут приняты законодателями.
Е. Грачева: Министерство юстиции предложило обязать родителей содержать своих детей, в том числе совершеннолетних, обучающихся на дневной очной форме, до получения ими диплома. Владыка, как Вы относитесь к такой инициативе?
Митрополит Иларион: Думаю, эта инициатива требует дальнейшего обсуждения, потому что она уже подверглась критике. В частности, говорят о том, что такая инициатива может ударить по малообеспеченным семьям. По крайней мере, малообеспеченные семьи должны быть выведены из подобного рода обязательств, которые они должны давать перед собственными уже повзрослевшими детьми.
Задача ведь заключается не в том, чтобы затруднить жизнь людей, а в том, чтобы ее облегчить. А для этого, конечно, нужны такие инициативы, которые будут очень тщательно продуманы, и при продвижении которых будут взвешены все «за» и «против». Есть ведь и много других способов повысить благосостояние наших студентов. Существует система грантов, в том числе от крупных государственных компаний: компания вкладывает в студента, потом студент по окончании обязан отработать какой-то срок, по крайней мере, на эту компанию, а многие остаются всю жизнь работать в этой компании. Есть различные стипендии и гранты от государства. Поэтому, мне кажется, именно эту систему поддержки нужно совершенствовать, оптимизировать и развивать, а не возлагать дополнительное бремя на родителей, которые иной раз и без того оказываются в трудном положении.
Представим себе ситуацию, когда, например, родители отдали своего ребенка в университет, начали платить ему какие-то деньги, а затем один из них или оба потеряли работу. Они не могут выплачивать эти деньги, но по закону они будут обязаны это делать. Это может привести к очень серьезным негативным последствиям, поэтому такого рода инициативы требуют очень тщательного взвешивания и продумывания.
Е. Грачева: Госдума приняла важный законопроект, дающий органам опеки право на время судебных разбирательств между отцом и матерью помещать в спецучреждение ребенка, который незаконно удерживался одним из родителей. Что Вы думаете по поводу этой инициативы? Как Вам кажется, где лучше ребенку у одного из разводящихся родителей или в спецучреждении?
Митрополит Иларион: Я отрицательно отношусь к этой инициативе. Думаю, что ребенку в любом случае будет лучше у одного из родителей, чем в спецучреждении: там ребенок может оказаться только в том случае, если родители лишены родительских прав, если нет никаких альтернатив этому решению. Это, на мой взгляд, негуманно и ничего, кроме отрицательных последствий для ребенка принести не сможет.
Е. Грачева: А как быть, когда один более влиятельный родитель, например, отец, незаконно удерживает за высоким забором где-то на Рублевском шоссе ребенка и мать просто физически не может к нему попасть?
Митрополит Иларион: Подобного рода случаи, когда ребенок незаконно удерживается одним из родителей, должны решаться в суде. Если суд принимает какое-то решение, то оно должно выполняться, но до того, как принято судебное решение, нельзя изымать ребенка у одного из родителей только потому, что другой родитель не согласен с этим.
Есть такая история в Ветхом Завете о царе Соломоне. Вы знаете выражение «мудрость Соломонова». Оно основано на конкретной истории: две женщины оспаривали одного ребенка. Одна говорила: я его мать, другая говорила: я его мать. Соломон сказал: давайте разрубим его на две части и раздадим вам поровну. И тогда одна сказала: хорошо, пускай будет так, не достанется ни мне, ни ей. А другая сказала: пусть лучше достанется ей, но только живет младенец. И Соломон сказал: вот это настоящая мать.
Е. Грачева: Владыка, это воскресенье известно как Прощеное воскресенье. С понедельника начинается Великий пост. Как следует правильно к нему готовиться и кого и как следует прощать в Прощеное воскресенье?
Митрополит Иларион: Практически все люди наносят друг другу вольно или невольно какие-то обиды. Эти обиды очень часто накапливаются в душе человека, потому что обидчик не просит у него прощения. Иногда целые семьи живут в таком состоянии, супруги живут в таком состоянии, обижают друг друга, а прощения не просят. И все это накапливается и накапливается, и может привести к самым тяжелым последствиям, в том числе к разводу.
Церковь напоминает своим чадам о том, что необходимо просить прощения друг у друга. Если мы это не можем делать каждый день или каждую неделю, давайте это делать хотя бы один раз в год. И перед началом Великого поста существует очень древний обычай, он восходит ко временам древнего египетского монашества, то есть к IV-V векам, который предполагает, что все будут просить друг у друга прощения, даже вне зависимости от того, насколько человек сознает свою вину.
Опыт многих людей показывает, насколько это полезно и насколько это важно, особенно в семейном контексте, но также и между друзьями, между сослуживцами. А почему это происходит перед Великим постом? Потому что Церковь призывает своих чад вступить в Великий пост очищенными и начать путь покаяния с прощения своих ближних и получения от них прощения.
Е. Грачева: Владыка, с каждым годом мне приходит все больше сообщений на телефон от знакомых, друзей (даже невоцерковленных), в Прощеное воскресенье с просьбой их простить. Это уже стало хорошей традицией. Между тем, гораздо проще попросить прощения у человека виртуально, не глядя ему в глаза, и гораздо сложнее и попросить прощения, и простить того, кому ты нанес реальную обиду в жизни или кто нанес тебе. Как нужно себя настроить для того, чтобы принести главное извинение в своей жизни?
Митрополит Иларион: Нет ничего проще, чем в церковный праздник разослать коллективное смс-сообщение с поздравлением, а в Прощеное воскресенье отправить смс с просьбой о прощении. В действительности самое трудное — это простить реального обидчика или попросить прощения у того, кого мы реально обидели, кто находится рядом с нами, может быть, каждый день и кто эту обиду носит в сердце. Иногда это представляет собой целый нравственный подвиг. Еще лучше загладить обиду какими-то добрыми делами, добрыми поступками, добрым отношением к человеку.
Церковь неслучайно призывает верующих совершить этот подвиг, потому что без самоочищения невозможно вступить на путь покаяния. А путь покаяния представляет собой не просто раскаяние человека в каких-то грехах, но он направлен и на то, чтобы человек исправил свое поведение, то есть если он кого-то обидел, надо, по крайней мере, попросить прощения, а еще лучше загладить обиду какими-то добрыми делами, добрыми поступками, добрым отношением к человеку.
Почему Церковью вообще установлен Великий пост? Это связано с тем, что раз в год Церковь призывает каждого человека к очень серьезному переосмыслению собственной жизни. Великий пост — это не просто время, когда мы воздерживаемся от той или иной пищи, это, прежде всего, время, когда мы больше следим за своими поступками, мыслями, когда мы больше обращаемся к чтению Священного Писания, когда мы больше времени уделяем богослужению и молитве. Этот период очень благотворно действует на каждого верующего человека. Неслучайно Великий пост установлен Церковью весной, он ведет к празднику Пасхи и очень часто его называют духовной весной, потому что благодаря этому духовному подвигу самоочищения человек нравственно перерождается.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Почему на поминках не едят вилками? Это пережитки язычества?
Митрополит Иларион: Надо сказать, что до Петра I наши предки использовали только один столовый прибор — деревянную ложку. При Петре I появились в обиходе металлические вилки и ножи, но существовала традиция не использовать их на поминках. Почему? Есть два объяснения: одно заключается в том, что многие нововведения Петра I были восприняты отрицательно. Например, староверы называли вилку бесовским хвостом. И вот, чтобы не создать проблем для умершего человека, этот предмет не использовали.
По другому объяснению поминки часто были связаны с дележом наследства и для того, чтобы конфликт не перерос в кровопролитие, не использовались колющие, режущие предметы. Но все это не имеет никакого отношения ни к Церкви, ни к православной традиции.
Вопрос: Разрешено ли дарить иконы? Если можно, подскажите, как и какую выбрать. И нужно ли еще что-то сделать в Церкви после ее приобретения?
Митрополит Иларион: Иконы дарить можно, и многие верующие дарят друг другу на день рождения или на именины иконы. Вы можете подарить человеку икону святого, имя которого он носит. Можете подарить икону Спасителя или Божией Матери, или святого, который для вас дорог.
Самое важное, чтобы мы понимали, для чего дарится икона. Икона дарится для того, чтобы человек молился перед ней, то есть, чтобы он молился либо Христу, либо Божией Матери, либо одному из святых. Икона — это не какой-то талисман или оберег. Это окно в другой мир, через которое мы общаемся с Господом, Божией Матерью или со святыми.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru