23 сентября 2022 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В собрании приняли участие 500 игуменов и игумений монастырей из 135 епархий Русской Православной Церкви. Участники заслушали 5 докладов. После выступлений докладчики ответили на вопросы, поступившие из зала.
Главным событием Собрания стало участие Святейшего Патриарха Кирилла. В своем Первосвятительском слове Предстоятель Русской Православной Церкви осветил приоритетные для современных монастырей задачи.
Важные аспекты современной монашеской жизни также отразили в своих выступлениях и другие докладчики.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, в докладе «Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 гг.). Актуальные вопросы» представил отчет о работе Комиссии в течение семи лет и кратко познакомил с подготовленными за это время документами. Его Высокопреосвященство отметил, что все эти документы посвящены насущной монашеской жизни и являются обобщением духовного опыта вселенского и русского монашества применительно к вызовам современного мира. Они активно обсуждались на заседаниях Комиссии, круглых столах и экспертных совещаниях с участием широкого круга монашествующих. Семь из девяти разработанных документов уже получили одобрение Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода, два находятся на рассмотрении.
Речь идет, в первую очередь, о Положении о монастырях и монашествующих, потребность в котором имела глубокие исторические корни, начиная с подготовки Освященного Собора 1918 года. Документ прошел стадии обсуждения в монашеских общинах, в епархиях и на официальных церковных площадках в интернет-пространстве. Принятый на Освященном Архиерейском Соборе 2017 года, он, как сказал владыка Георгий, по-прежнему остается живым и развивающимся в соответствии с новыми задачами и проблемами, возникающими в жизни монашества.
С Положением напрямую соотносятся все другие принятые и принимаемые в настоящее время документы: Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви, «Священнослужение монахов в женских монастырях» и «Священнослужение монахов на приходах», Положение о постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях, «Духовное руководство монашествующими в монастырях», «Келейное правило монашествующего», «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников», «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов. Об участии монашествующих в социальных сетях».
Митрополит Георгий подчеркнул, что опыт деятельности Комиссии, как и опыт работы Межсоборного присутствия в целом, показывает, что соборным разумом можно взвешенно решать насущные проблемы нашей духовной жизни. Высокопреосвященный владыка призвал правящих архиереев, игуменов и игумений постоянно соотносить с содержанием данных текстов труды по устроению вверенных им обителей, так как эти документы ставят своей целью подлинное возрождение монашества в Русской Православной Церкви.
В докладе на тему «Организация внутренней жизни монастыря как фундамент духовного возрастания монашествующих» епископ Озерский Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, напомнил о том, что совокупность установленных многовековой традицией монастырских порядков и действий, одни из которых побуждают и поощряют, а другие ограничивают и пресекают, имеет одну цель — собирание монастырского братства по образу Святой Троицы. Преподобный Сергий посвящал свой монастырь имени Святой Троицы «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Именно в этих словах, по мнению епископа Порфирия, заключена формула взаимосвязи между духовным возрастанием монахов и монастырским уставом.
Драгоценное сокровище монашеской общины — ее духовное единство. Единством жизненных целей и ценностей собравшихся братий, казалось бы, должно быть обеспечено главное условие для преодоления «ненавистного духа мира сего», ведь все пришли сюда с целью обрести спасение во Христе через совместное служение Ему. Однако богопротивная брань просачивается, несмотря на это, и в монастыри.
Для ответа на вопрос, как противостоять ей, владыка посоветовал подумать, как чуждый дух проникает в братство. Единство монашеской общины терпит урон, когда невнимательный к движениям своего сердца брат оказывается увлечен неприемлемыми для общины мнениями или заботами. Лишенные благословения монастырского Священноначалия, подобные увлечения проникают в сердца наиболее слабых иноков через решение их собственной воли.
В благоустроенном монастыре, по мнению наместника Соловецкой обители, для уврачевания духовного недуга и возвращения брата к состоянию единства существует целая система внутренних установлений, которую можно представить в виде трех ступеней: собственный духовный и покаянный труд инока; обращение к духовнику — покаянная исповедь, и помощь игумена и духовного собора, в том случае, если духовник видит, что не может помочь брату. Однако все это не заменяет и не отменяет главного — верности и терпения как основ духовного характера монаха.
Епископ Порфирий назвал грехами особого рода грехи, вносящие в общину раскол и разобщение. Осуждение, ропот, гнев, ложь, неприязнь, вражда, оставленные без должного внимания, могут увлечь в свою пагубную сеть и других насельников монастыря. Особая ответственность в преодолении этого недуга лежит на духовном пастыре. В завершение владыка напомнил святоотеческие изречения о главной цели христианина — привести человеческое естество в единение с самим собой и Спасителем ради обновления в нем образа и подобия Божия и во славу Пресвятой Троицы. Наиболее удобные условия для достижения этой цели созданы в монашеской общине.
Выступление епископа Солнечногорского Алексия, наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, было озаглавлено «Традиции духовного руководства в современной практике монастырей: основные направления и приоритеты».
Без духовного руководства не может быть монастыря как духовной семьи. Это особое служение, доверяемое искусному наставнику, который призван раскрыть духовному чаду истинную красоту жизни во Христе. Все святые учители, воспитывая учеников, опирались не на умозрительные заключения, но на свой живой опыт, и задача нынешних воспитателей — передать неповрежденным лучшее в монашеской традиции следующим поколениям, — таковы были основные положения, которые епископ Алексий предложил для размышления участникам собрания.
Владыка в продолжение доклада постоянно обращался к личному драгоценному опыту общения с выдающимися духовниками, в первую очередь с архимандритом Кириллом (Павловым). Именно от отца Кирилла он воспринял мысль, что к духовничеству нужно относиться как к послушанию. На этой непреложной основе и вырастает талант духовного руководства.
Лучший пример такого руководства, сказал Его Преосвященство, — когда сам игумен является духовником и хорошо знает свою братию. Важно, чтобы у насельников и насельниц всегда была возможность без боязни открыться духовному отцу, духовной матери-игумении. Формы общения при этом могут быть различны — беседы, письменные наставления, по примеру Оптинских старцев. Главное — достичь мирного устроения воспитуемой души, а значит, не столько обличать, сколько ободрять человека в трудных обстоятельствах и помогать ему обрести веру в себя.
При этом каждый приходит в монастырь с багажом своей прежней жизни, воспитания, характера. Нередко это ведет к неразумным «подвигам», приносящим вред и внутренний, и внешний. Пример же смирения, любви и кротости монашествующий должен в первую очередь увидеть в своем наставнике. Видя добрый пример, братство становится единодушным в терпении и прощении друг друга. Но нельзя забывать о том, что желающий преуспеть в монашестве сам должен всерьез хотеть работать над собой, и тогда Господь даст ему духовника, способного вести по пути спасения.
Епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, в докладе «Отречение от мира и служение миру: миссия монастырей сегодня» предложил участникам собрания рассмотреть вопрос — возможно ли отречение от мира в классическом его понимании для насельников современных монастырей. Ведь если в древности, удаляясь даже в общежительные монастыри, иноки были уверены, что мирской дух не проникает за стены обителей, то сегодня ситуация существенно изменилась. Насельники монастырей постоянно взаимодействуют с внешним миром, проникающим как в стены обителей, так и в души монахов.
По мысли епископа Иосифа, сегодня отречение от мира, как необходимое основание монашеского подвига, является скорее процессом, чем единократным актом. Успешный итог этого процесса во многом зависит от игумена монастыря, от того, насколько ему удастся создать условия, при которых новоначальный инок на деле смог бы совершить отречение от мира. Если же игумен не ставит перед собой задачи оградить обитель от того, что подрывает саму основу преуспеяния в монашестве, то есть риск превратиться во внешних монахов без всякой надежды когда-нибудь стать внутренними.
Переходя к части доклада, посвященной служению монастырей миру, наместник Оптиной пустыни обратился к церковному преданию, где есть множество примеров помощи иноков миру. Однако в сознании иноков нацеленность на служение миру отсутствовала. Никто никогда не говорил: стану монахом, чтобы служить миру, — они делали это либо по послушанию, либо следуя особому Промыслу Божию о себе.
Обращаясь к Оптинскому наследию, епископ Иосиф обратил внимание игуменов и игумений, что следует не просто указывать на пользу монашеского служения миру, но и разъяснять, чем такое служение полезно самим монахам и находить безопасные формы, в которых оно может осуществляться. Ведь тот, кто сам принимает от мирян милостыню, обязан послужить миру не по убеждению, а по долгу. Кроме того, с аскетической точки зрения монах имеет возможность познавать свои немощи в общении с людьми. Главным же служением миру были и остаются молитва за мир и окормление мирян, которые в наши дни нуждаются больше в утешении и снисходительном отношении, чем в строгом обличении. А более всего в просвещении светом Христовой Истины.
В завершение участники выразили глубокую сыновнюю и дочернюю благодарность Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность встречи и общения с Предстоятелем, а также выразили надежду на продолжение этой традиции и в будущем.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru