Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Возгревай во мне дар священства». О земной жизни и подвиге священномученика Григория Златорунского

«Возгревай во мне дар священства». О земной жизни и подвиге священномученика Григория Златорунского
Версия для печати
22 ноября 2022 г. 12:11

Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 11, 2022, PDF-версия).

Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища[1], Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии[2]. В 1896 году вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, в котором у них родилось трое дочерей: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года).

Начиная с 1898 года Григорий Васильевич свыше десяти лет прослужил в диаконском сане на приходах Кубани и Ставрополья[3]. Все это время он также преподавал в церковно-приходских школах и за усердное исполнение обязанностей был отмечен в 1902 и 1904 годах благодарностями вышестоящего начальства, а в 1909 году государственной наградой — юбилейной серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ»[4]. После успешной сдачи богословского экзамена отец Григорий в марте 1909 года хиротонисан во пресвитеры[5] и определен на священническое место Покровской церкви села Голицыно Кубанской области[6].

Судьбоносной вехой в его пастырском служении стало участие в торжествах в честь прославления святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году[7]. У нетленных мощей святого он молился: «Святителю отче Иоасафе… Возгревай во мне дар священства, помоги достойно ходити своего звания!» Паломничество укрепило молодого священника в необходимом утверждении святой веры в душах его паствы и ограждении ее от влияния сект, ересей и раскольников. С этого момента гораздо больше внимания он стал уделять вразумлению заблудших в вере и жизни людей, с которыми приходилось встречаться в разных жизненных ситуациях.

В 1912-1913 годах отец Григорий приобрел первый опыт миссионерской деятельности[8], в том числе и в форме печатного слова. Сохранились публикации в журнале «Ставропольские епархиальные ведомости», где пастырь дает разъяснения по таким вопросам, как истинное значение воинской присяги[9], необходимость крещения младенцев[10], польза поста для души и тела христианина[11]. Учение Слова Божия он излагает в популярном в то время жанре путевых заметок. Публицистику автор воспринимал как одну из форм пастырского служения и строго следовал правилу, что пастырям, поставленным на страже Христовой Церкви, должно всеми силами бороться с ложным учением сектантов, запрещая, увещевая и обличая благовременно и безвременно. Противосектантскую направленность имела также его статья «Сыны века сего догадливее сынов света (Лк. 16:8)»[12], где священнослужитель, опираясь на личный миссионерский опыт, писал: «Яд сектантской закваски действует иногда медленно, но результат этого действия ужасен: если со стороны православных пастырей не будет вовремя принято должных мер к вразумлению колеблющихся и сомневающихся, то хромлющее соделается сыном погибели»[13].

Активную борьбу пастыря с сектантами отметило епархиальное священноначалие, и 18 августа 1914 года отца Григория перевели в Николаевскую церковь станицы Барсуковской Кубанской области (в настоящее время Ставропольского края). На территории этого крупного прихода (более 630 домов, свыше 4 тысяч человек) проживало большое количество сектантов (субботники, баптисты, хлысты), раскольников (поповцы) и инославных (иудействующие). Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика[14].

В октябре 1915 года приход посетил викарий Ставропольской епархии епископ Александровский Михаил (Космодамианский), отметивший: «Отпадений с 1 сентября 1914 года по 1 сентября 1915 года не было. <…> Местный священник посещает дома сектантов, беседует с ними, но успеха в обращении заблудших нет»[15]. К апрелю 1917 года в «Ставропольских епархиальных ведомостях» были опубликованы извещения о присоединении отцом Григорием к Православию десяти человек[16]. Одновременно батюшка нес труды по окормлению местных учебных заведений: церковно-приходской школы при Николаевской церкви, высшего начального училища и женского училища Министерства народного просвещения. Будучи заведующим церковно-приходской школой, он организовал проведение в ней в 1916 году ремонтных работ, на что было израсходовано свыше тысячи рублей (до этого церковь выделяла ежегодно на содержание школы до 150 рублей)[17].

В мятежные 1917-1918 годы отец Григорий продолжал пастырское служение в станице Барсуковской. После получения известия о свержении с престола государя императора батюшка говорил трудившимся вместе с ним учителям, что «теперь нечего ожидать хорошего, только будет беспрестанно литься кровь, и вместо "свободы" получится кровавое пиршество… составятся шайки и будет сплошной грабеж». В связи с этим станичные учителя в марте 1917 года объявили священника контрреволюционером, решили способствовать его аресту и даже приготовили тачанку, чтобы отправить в Армавир. В назначенный день в 23 часа отца Григория позвали в школу, однако осуществить задуманное не решились и отпустили.

Стараясь предотвратить братоубийственную брань, отец Григорий в частных беседах с казаками говорил: «Если будут отбирать землю — отдавайте, чтобы не было кровопролития»[18]. В 1918 году на Ставрополье и Кубани развернулась ожесточенная борьба за власть между большевиками и сторонниками Белого движения. Стремясь подавить сопротивление, большевики совершали массовые расстрелы и убийства, имевшие характер стихийной расправы над местным населением, в том числе и православным духовенством. Аресты производились практически везде, где проходили красноармейцы. В лучшем случае священников заключали в тюрьму, а в худшем арест заканчивался жестокими мучениями и безвинной смертью. При этом священнослужители подвергались многочисленным оскорблениям и изощренным издевательствам[19].

После неудачного похода казаков на станицу Невинномысскую отряды красных утром 5/18 июня 1918 года заняли станицу Барсуковскую с целью подавить попытки сопротивления[20]. В этот же день большевикам поступил донос о поддержке отцом Григорием восставших казаков (служении для них молебна, приобщении их Святых Таин, а также финансовой помощи). Красноармейцы в числе первых ворвались в дом священника, арестовали его и в качестве заложника отправили в штаб в село Богословское. Там его вместе с арестованными казаками держали в отдельном помещении под охраной. Сбежавшиеся вскоре жители села стали издеваться над заключенным: «Ага, волохатый [косматый]! Попался, будешь знать, как молебны служить да деньги давать!»[21] Часовые толпу разогнали. На следующий день жена принесла арестованному обед, горько плакала и сокрушалась: «Убьют тебя! Непременно убьют». Успокаивая ее, священник спокойно отвечал: «Не печалься! Моя смерть очень хороша, ибо я погибаю невинный, и лучшей смерти мне не надо. Ты сама знаешь, что я всегда стремился пострадать за правду. Может быть, меня убьют где-нибудь за станицей, не дадут хоронить, и за этим не плачь»[22].

Суд над священником был назначен на 17 часов 7/20 июня 1918 года в станице Барсуковской. Отца Григория, сопровождаемого конным конвоем, встретили громкие торжествующие крики собравшейся толпы. Неистовствовавшие женщины показывали языки, выкрикивали непристойные слова, оплевывали и дергали узника за волосы. Все эти издевательства и насмешки священнослужитель переносил терпеливо. В судьи выбрали по два представителя от каждого отряда красноармейцев и начали «заседание»: сначала огласили обвинительное письмо, в котором священник характеризовался как контрреволюционер, а затем последовал его допрос. Обвиняемый отвечал на вопросы «бодро и спокойно»[23]; по свидетельству очевидцев, на его кротком лице «не было и тени страха»[24]. С первых же слов суд установил, что священник Златорунский не совершал для казаков молебны и не давал им деньги. Один из судей стал доказывать его невиновность и настаивать на освобождении (ходили слухи, что это был красноармеец, которого батюшка некогда учил в школе Закону Божию). Остальные заколебались. Споры начались в связи с новым обвинением, выдвинутым против отца Григория, — что он монархист. Большевики вынудили одного из учителей дать показания в суде о высказываниях священника после свержения царя. Половина судей находила его невиновным, а другие во главе с матросами требовали казни. В результате третьего голосования с перевесом в один голос отец Григорий был приговорен к смертной казни[25].

Суд закончился поздно вечером, поэтому исполнение приговора отложили до утра. Однако в эту ночь с 7/20 на 8/21 июня 1918 года матросы получили срочный приказ вернуться из Барсуковской в станицу Отрадную[26]. Перед уходом они ворвались в помещение с шестью арестованными и отвели их за станицу, к реке Барсуки. Одежду осужденных забрали палачи. Перед казнью раздетые узники молились[27]. Для расправы над батюшкой матросы определили самого безбожного и отчаянного из своего отряда. Палач уже стоял и помахивал шашкой в ожидании жертвы, но, когда увидел священника, по свидетельству очевидцев, с ним случилось «что-то необыкновенное; видно, почудилось ему что-то особенное, т. к. он вдруг весь задрожал, бросил шашку и, подняв руки вверх, закричал: "Не буду я его рубить, что хотите делайте, не буду". С этими словами он упал, парализованный по рукам и ногам, с отнявшимся языком». Однако большевики не изменили своих намерений: другие завершили казнь, в ход были пущены шашки и штыки[28]. Через несколько минут отец Григорий был изрублен «буквально… на мелкие кусочки»[29]. Последние слова его были: «Умираю за веру, царя и Отечество»[30].

Дочери отца Григория просили станичного комиссара разрешить погребение, но он даже не выслушал их, а приказал немедленно закопать убитых на месте казни. Вырытую наскоро яму застелили ковром и положили рядом шестерых казненных, накрыв простынями[31]. Большевики не позволили поставить над их могилой крест и служить панихиду[32]. Дом казненного священника Григория Златорунского был сожжен большевиками, а все имущество разграблено. Жена и двое дочерей (старшая, Мария, жила в Петрограде) остались без средств к существованию, полтора месяца содержались под домашним арестом и подвергались всевозможным насмешкам и издевательствам[33].

После прихода в станицу Добровольческой армии по просьбе вдовы священномученика священник Данииловской церкви Ставрополя Назарий Иванов 31 июля 1918 года совершил отпевание отца Григория Златорунского[34]. Николаевская церковь станицы Барсуковской в конце августа 1918 года была осквернена красноармейцами Тихорецкого полка и сожжена до основания вместе с находившимся в ней имуществом. Церковному старосте удалось спасти только священнические облачения, Евангелия, кресты и метрические выписки до 1917 года[35].

***

Примечания

[1] Разрядные списки учеников Екатеринодарского духовного училища за 1888 и 1892 гг. // Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. № 15. 1 августа. С. 626; 1892. № 14. 16 июля. С. 228-229; Клировая ведомость за 1916 г. // Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 74. Д. 1030. Л. 4 об.

[2] Клировая ведомость за 1896 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 54. Д. 372. Л. 100 об., 101 об.

[3] Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1898. № 9. 1 мая. С. 450; 1905. № 15. 1 августа. С. 865; 1909. № 10. 7 марта. С. 302. Сведения о перемещении диакона Г. Златорунского 25 мая 1900 г. к церкви села Обильного Ставропольской губернии в журнале не публиковались.

[4] Клировая ведомость за 1916 г. Л. 4 об.

[5] Архиерейские служения // Ставропольские епархиальные ведомости. 1909. № 14. 11 апреля. С. 436.

[6] Клировая ведомость за 1916 г. Л. 4 об., 5 об.

[7] Златорунский Г., свящ. Впечатления при поездке на Белгородские торжества // Ставропольские епархиальные ведомости. 1911. № 40. 1 октября. С. 1262-1264; 1911. № 41. 8 октября. С. 1283-1293. В 1912 году изданы отдельной книгой: Златорунский Г., свящ. Из впечатлений при поездке на Белгородские торжества 1911 года. [Ставрополь,] 1912.

[8] О присоединении к Православию // Ставропольские епархиальные ведомости. 1912. № 8. 19 февраля. С. 230; 1913. № 22. 2 июня. С. 684.

[9] Златорунский Г., свящ. Беседа с новобранцем о присяге // Ставропольские епархиальные ведомости. 1912. № 18. 29 апреля. С. 578-582; 1912. № 19. 6 мая. С. 602-610.

[10] Златорунский Г., свящ. Беседа с баптистом о крещении младенцев // Ставропольские епархиальные ведомости. 1912. № 23. 3 июня. С. 750-754; 1912. № 24. 10 июня. С. 785–790; 1912. № 25. 17 июня. С. 818-821; 1912. № 26. 24 июня. С. 854-863.

[11] Златорунский Г., свящ. Беседа с баптистом о посте // Ставропольские епархиальные ведомости. 1912. № 40. 30 сентября. С. 1360-1365; 1912. № 41. 7 октября. С. 1382-1390; 1912. № 42. 14 октября. С. 1411-1420; 1912. № 43. 21 октября. С. 1455-1460; Златорунский Г., свящ. Постники (беседа с хлыстовствующим о мясоядении) // Ставропольские епархиальные ведомости. 1912. № 33. 12 августа. С. 1106-1111; 1912. № 34. 19 августа. С. 1148-1156.

[12] Златорунский Г., свящ. Сыны века сего догадливее сынов света (Лк. 16:8) // Ставропольские епархиальные ведомости. 1914. № 6. 9 февраля. С. 170-176.

[13] Там же. С. 172.

[14] Клировая ведомость // ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1032. Л. 2, 10.

[15] Отчет о посещении епископом Александровским Михаилом, вторым викарием Ставропольской епархии, приходов и церквей 1-го, 9-го, 10-го и 11-го благочиннических округов Кубанской области в октябре 1915 г. // Ставропольские епархиальные ведомости. 1916. № 34. 28 августа. С. 1105.

[16] О присоединении к Православию // Ставропольские епархиальные ведомости. 1916. № 38. 25 сентября. С. 1229; 1916. № 49. 11 декабря. С. 1597; 1917. № 17. 23 апреля. С. 483.

[17] Клировая ведомость // ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1032. Л. 3 об.

[18] Ответы священника В. Хохановского на вопросный лист Кубанского епархиального совета. 30 мая 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 10. Л. 26-27. Кубанская епархия фактически вышла из состава Ставропольской епархии в сентябре 1918 года: были утверждены епархиальные советы в Ставрополе и Екатеринодаре, 29 сентября из Ставрополя в Екатеринодар отправлены «дела, архив и некоторое имущество». См.: Разделение духовной консистории // Ставропольские ведомости. 1918. № 67. 7 октября. С. 2.

[19] Сведения о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. Л. 4 об.; Оп. 1. Д. 7. Л. 86 об.

[20] Товарищеский социализм // Ставропольские ведомости. 1918. № 20. 4 августа. С. 5; В дни революции // Ставропольские ведомости. 1918. № 35. 24 августа. С. 3-4.

[21] Ответы священника В. Хохановского… Л. 25 об.

[22] Там же.

[23] Там же. Л. 26.

[24] В дни революции. С. 4.

[25] Ответы священника В. Хохановского… Л. 26-27; В дни революции. С. 4.

[26] Ответы священника В. Хохановского... Л. 27.

[27] В дни революции. С. 4.

[28] Ответы священника В. Хохановского… Л. 27.

[29] Товарищеский социализм. С. 5.

[30] Ответы священника В. Хохановского… Л. 27.

[31] Там же. Л. 27-27об.

[32] В дни революции. С. 4.

[33] Ответы священника В. Хохановского… Л. 27 об.

[34] Метрическая книга Даниловской церкви города Ставрополя // ГАСК. Ф. 135. Оп. 78. Д. 1359. Л. 84об.-85.

[35] Ответы священника В. Хохановского… Л. 27об.-28.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Я никогда так не молился [Статья]

В тылу прифронтовом [Статья]

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом [Интервью]

Вышел в свет одиннадцатый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию на Бутовском полигоне

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа и председателя Сената Парламента Республики Казахстан

Издательство Ставропольской духовной семинарии выпустило четырехтомный сборник проповедей священномученика Иоанна Восторгова

В Тверской области молитвенно отметили 95-летие мученической кончины Кимрских новомучеников

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

В издательстве ОЦАД вышло новое учебное пособие «История Русской Православной Церкви. Синодальный период»

В МДА прошла конференция «Царские чертоги: от истории к проекту реставрации и приспособления»

В Смоленске прошла всероссийская конференция «Вопросы церковно-государственных отношений в СССР в 1950-х — 1960-х гг.»

Врио председателя Синодального миссионерского отдела провел онлайн-совещание с руководителями миссионерских отделов епархий Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

Издательство Ставропольской духовной семинарии выпустило четырехтомный сборник проповедей священномученика Иоанна Восторгова

Митрополит Ставропольский Кирилл вручил губернатору Ставропольского края высокую Патриаршую награду

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю (Пашкову), епископу Георгиевскому и Прасковейскому [Патриарх : Приветствия и обращения]

Другие статьи

Я никогда так не молился

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

В тылу прифронтовом

Субъекты и объекты российской идеологии

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14–30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

«Прыгай веселее…» К 100-летию со дня рождения лаврского схиархимандрита Михаила (Балаева)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября