24 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством главы Издательского Совета, председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, доктора исторических наук митрополита Калужского и Боровского Климента в очно-дистанционном формате прошла всероссийская научно-практическая конференция молодых богословов по исследованию русского святоотеческого наследия «Святитель Феофан и русское богословское наследие XIX-XX вв».
Перед началом конференции в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану.
Пленарное заседание открылось вступительным словом председателя Издательского Совета, который представил собравшимся пятый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». В него вошли материалы, относящиеся к 1879-1888 гг., немалую часть которых составляет частная переписка. В книге широко представлена литературно-издательская и миссионерская деятельность святителя Феофана.
Затем к участникам конференции обратился митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Архиерей подчеркнул важность масштабных трудов по изданию творений святителя Феофана и изучению его жизни и выразил надежду, что такая исследовательская работа будет иметь продолжение в изучении творений других святых.
Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий посвятил свой доклад сотериологическому аспекту проповедей святителя Феофана Тамбовского периода.
Руководитель аспирантуры Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) рассказал собравшимся о толковании святителем Феофаном евангельского места о засохшей смоковнице в контексте святоотеческой традиции.
В центре выступления настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) было понятие времени в трудах святителя. Игумен Лука подчеркнул линейность, а не круговращение времени в трудах святителя Феофана.
И.о. заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии, клирик Свято-Троицкого собора г. Краснодара иерей Андрей Кретов представил доклад «Эортологический аспект учения святителя Феофана Затворника: праздник Богоявления».
Эксперт Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, член Историко-родословного общества (г. Москва), Русского генеалогического общества (г. Санкт-Петербург) А.Е. Лукьянова выступила с докладом и презентаций «Макринов — неизвестный племянник свт. Феофана». Собравшимся был представлен целый ряд фотографий, дающих представление о том, как выглядели родственники святителя Феофана, а также даны сведения об их семьях и роде деятельности.
Преподаватель Сретенской духовной академии кандидат богословия иеромонах Платон (Кудласевич) в своем докладе основное внимание уделил особенностям изложения учения о Богоматери в трудах русских богословов XIX века.
Мероприятие продолжилось выступлением руководителя сектора научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского Совета иерея Стефана Даниленко. Он представил результаты работы по атрибутации нескольких корреспондентов святителя Феофана.
Студент 2 курса магистратуры Калужской духовной семинарии Олег Исаков выступил с сообщением «Духовное состояние человека, находящегося во власти греха, в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника». Далее магистр теологии иерей Александр Пятеров представил доклад с презентацией «Осмысление таинства Евхаристии в русской богословской литературе второй половины XIX — начала XX века: лингвокультурологический аспект». Старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии магистр теологии иерей Михаил Сибгатуллин посвятил свое выступление вкладу святителя Феофана в кенотическое богословие протоиерея Сергия Булгакова.
После перерыва работа конференции продолжилась. С докладами выступили:
- преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова доктор филологических наук В.В. Каширина — «Передовые статьи святителя Феофана в журнале "Домашняя беседа" за 1872-1873 гг.: к истории создания»;
- научный сотрудник Центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент богословского факультета ПСТГУ кандидат богословия иерей Алексий Черный — «Исповедь и духовное руководство» в наследии святителя Феофана Затворника»;
- насельник Косьминской пустыни Серовской епархии, соискатель степени кандидата богословия при аспирантуре ПСТГУ иеромонах Иов (Салиулин) — «Некоторые вопросы относительно церковной рецепции духовного опыта известного русского исихаста прп. Василиска Сибирского»;
- младший научный сотрудник научного центра истории богословия и богословского образования диакон Евгений Лютько — «Святитель Феофан и жанр "духовных писем"»;
- научный сотрудник сектора теоретического языкознания Института языкознания РАН кандидат филологических наук, кандидат богословия Г.В. Дьяченко — «Референциальные аспекты святоотеческой гносеологии»;
- преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии, настоятель храма Архистратига Божия Михаила г. Краснодара иерей Евгений Игнатов — «Святитель Иннокентий Иркутский — учитель святителя Феофана Затворника»;
- студент 1 курса магистратуры Николо-Угрешской духовной семинарии Дмитрий Рогожин — «Богословские воззрения святителя Феофана Затворника на природу ангелов и человеческой души»;
- студент 2 курса Екатеринодарской духовной семинарии Сергей Старостенко — «Святоотеческий контекст гимна безмолвию и молчанию монаха Исайи (в переводе святителя Феофана Затворника)»;
- студент 1 курса Сретенской духовной академии Михаил Метелкин — «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Обзор, влияние, оценка».
Издательский Совет/Патриархия.ru