27 января 2023 года образовательная платформа «Клевер лаборатория», на которой реализуются программы повышения квалификации преподавателей предмета «Основы православной культуры», провела мастер-класс. Мероприятие прошло в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.
Участников мастерской разделили на шесть групп, каждые две группы работали по одному из трех направлений:
- «Курсы и обучение» (Чему учителя хотели бы поучиться и какие вебинары преподаватели хотели бы посмотреть?). Модераторы: куратор «Клевер лаборатории» протоиерей Сергий Якимов и руководитель программы кураторов «Клевер лаборатории» З.А. Духанина;
- «Друзья, кураторы и развитие сообщества» (Как сделать так, чтобы про «Клевер лабораторию» узнали в каждом образовательном учреждении? Как команда проекта может помочь в распространении информации?). Модераторы: руководитель образовательных программ Т.В. Поликарпова и методист А.В. Ракушин;
- «Продвижение и вовлечение новых участников в проект» (Почему некоторые статьи «Клевер лаборатории» читают меньше? Что сотрудники проекта могут эффективно, полезно и интересно писать для других изданий?). Модераторы: руководитель «Клевер Лаборатории» Ю.Е. Селюкова и директор по коммуникациям А.Г. Лобада.
Ведущим мастерской стал куратор кластеров «Высшее образование» и «Среднее профобразование» ММСО А.С. Молчанов. Он обозначил цели педагогической мастерской: «Мы собрались здесь, чтобы вместе с вами разобраться, какую ценность наш проект может вам предоставить в дальнейшем, и вокруг чего вы можете развиваться. Сейчас наша целевая аудитория — преподавательницы среднего возраста, и нам хотелось бы понять, как мы могли бы ее расширить».
Команды проектов работали совместно с модераторами над решениями задач. Оживленная дискуссия длилась 40 минут и завершилась представлением командных идей.
Участники направления «Курсы и обучение» посоветовали «Клевер лаборатории» привлекать в проект родителей при помощи сериала «Девочка и робот», который можно показывать во время классных часов в школах. Также они отметили необходимость создания родительских дискуссионных клубов по разным темам: «Здесь было бы неплохо сделать акцент на мужчин. Ведь сейчас военно-патриотическое воспитание набирает обороты. Например, можно создать "Мастерскую пап"». Было предложено организовать для молодежи отдельное направление «Клевера» в формате, близком к TikTok: «КлеверTok» с образовательными видео, и Telegram-канал, посвященный книгам, конкурс «Молодой Клевер», в котором смогут участвовать студенты и молодые педагоги. Также было предложено тренировать педагогов, чтобы они смогли работать в конфликтных ситуациях. По мнению участников, тема «Как выжить при выгорании» должна быть артикулирована на ресурсе, чтобы педагогам не приходилось тратить на ее поиски время в Сети.
Преподаватели, принимавшие участие в работе направления «Друзья, кураторы и развитие сообщества», высказали идею о том, что проект «Клевер лаборатория» должен получить поддержку Министерства просвещения в вопросе размещения информации о ресурсе на сайтах региональных институтов развития образования. Также они предложили осуществлять рассылки для методических объединений о тех проектах, в которых участвует «Клевер лаборатория», организовывать летние образовательные смены для детей, осуществлять рекламу проекта на телевидении и в соцсетях. Самое главное, отметили участники, «чтобы наш проект активно действовал в российских регионах и рассказал всем о доступном, полезном и бесплатном контенте». «Если учителя окунутся в образование на "Клевере", они увидят, насколько их жизнь станет легче», — подчеркнули собравшиеся.
Участники направления «Продвижение и вовлечение новых участников в проект» предложили условно разделить пользователей образовательной платформы на четыре возрастные группы: 28-35, 35-45, 45-55 и 55-60 лет. Возрастной группе 28-35 лет необходимо повышать свой профессиональный уровень. Для них надо составлять различные викторины, конкурсы, в которых они смогут участвовать, получать за это сертификаты и грамоты. Коллеги постарше — это активные педагоги, которые начинают делиться опытом, а педагоги 55-60 лет станут группой поддержки. По мнению участников направления, мужчин лучше привлекать к ресурсу темами про исторические личности и военные события, а также дискуссионными клубами с привлечением священнослужителей. Также предлагалось подключить православных психологов для работы с детьми и их родителями. Но главное — «делать максимум для того, чтобы учителя разных предметов учились работать с православным компонентом».
Участие в мастерской «Клевер лаборатории» приняли около 200 человек.
В конце мероприятия председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений посетил педагогическую мастерскую, чтобы наградить команду проекта и кураторов почетными грамотами и благодарственными письмами за вклад в развитие проекта.
«Православное образование»/Патриархия.ru