Автор настоящей книги, старец схимонах Иосиф Ватопедский (род. 1921) — один из ближайших учеников известного афонского старца Иосифа Исихаста († 1959), явившегося возродителем монашества на Афоне в XX в.
Юноша, которому суждено было стать одним из птенцов безмолвнического гнезда Иосифа Исихаста, родился на о. Кипр. Его отец и мать были простыми крестьянами. Образование ограничивалось только первыми классами школы, но это не помешало ему впоследствии стать прекрасным знатоком и исследователем аскезы, ибо, по слову ап. Павла, Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1 Кор. 1, 27).
Уже в ранней юности, в шестнадцать лет, будущий подвижник Афона принял ангельский образ в кипрской обители Ставровуни. В 1945 г., покинув родной остров, он прибывает на Святую Гору, где не сразу обретает своего духовного наставника, что свидетельствует о высоких духовных запросах будущего старца. Но подобно тому, как сладкоголосая птица рано или поздно находит в бескрайних, тихих и уединенных лесах подобную себе, так и неугомонный скиталец нашел в пустыне афонской дивного духовного соловья безмолвия — старца Иосифа Исихаста. Словно расцветающий росистым вечером цветок, монах Иосиф воспринимает не для всех видные лучи заката солнца духовного сияния великого аскета, ибо «старец [Иосиф Исихаст] придерживался особого образа жизни и свидетелей, видевших его своими глазами и слышавших его речи, не так много» (Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 15).
Иосиф ученичествует у старца Иосифа Исихаста в течение последних 12 лет его жизни, то есть застает духовный расцвет пустыннической маленькой общины великого подвижника. После блаженной кончины духовного наставника Иосиф вкушает безмолвие пустыни, а с ним и духовное безмолвие — исихию. Позднее, следуя апостольскому речению увещевайте друг друга и назидайте один другого (1 Фес 5. 11), Иосиф стал духовником монашеского братства в Новом Скиту и обители Кутлумуш.
Как прекрасный цветок привлекает пчел, усердных собирательниц пыльцы, так и речи старца привлекли к себе усердных собирателей пыльцы духовной. Первым из них стал нынешний игумен священной обители Ватопед, архимандрит Ефрем, автор предисловия и инициатор настоящего издания. Одной из важнейших заслуг старца Иосифа является прославление своего учителя, Иосифа Исихаста, о котором он немало написал.
По благословению Константинопольского патриарха Священный Кинот Святой Горы поставил старца схимонаха Иосифа восстанавливать внутреннюю жизнь и внешнее величие Ватопеда, второго (после Великой Лавры св. Афанасия) крупнейшего монастыря Святой Горы Афон.
К «ватопедскому периоду» литературной деятельности старца можно отнести не только книги Ватопедские оглашения и Афонские беседы, но и серию «Душеполезное чтение Ватопеда», в которой и была опубликована настоящая книга — Аскеза — матерь освящения. В ней с искусностью и подробностями отражены важные этапы духовной борьбы монаха и христианина вообще. Старец подмечает не только естественные и «неестественные» (привнесенные врагом) слабости подвизающегося, но и «слабые места» противника-диавола, дабы латы гордого врага пробила острая стрела смирения, а меч любви Христовой нанес смертельный удар в самое сердце лукавого.
монах Симеон Святогорец
С отзывами о книге, а также по вопросу ее приобретения можно обратиться в благотворительный фонд «Наследие Православного Востока».
Сайт: http://www.n-p-v.ru
E-mail: info@n-p-v.ru, amartol@mail.ru; тел. (095) 262-4772, (916) 483-7377, (926) 378-8119