Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Православный аскетизм в жизни современного христианина. Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на XIX Рождественских чтениях

Православный аскетизм в жизни современного христианина. Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на XIX Рождественских чтениях
Версия для печати
27 января 2011 г. 12:45

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом «Православный аскетизм в жизни современного христианина» на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи, общества и государства» в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Каждое время по-своему уникально, и его своеобразие находит отзвук в разговорном языке. Например, с началом освоения космоса в 60-е годы прошлого века во всех языках мира звучали слова «спутник» и «космонавт». Наше время не является исключением. История человечества еще не знала столь стремительного развития информационных технологий и средств коммуникации, как в начале третьего тысячелетия. Слова «интернет», «гаджет», «коннект» сегодня понятны в любой стране. В России современный школьник знает, что такое дивайс, и следит за трафиком. Подобный наплыв иностранных слов — обычное явление в русском языке. Во времена татаро-монгольского ига, в периоды увлечения французской или немецкой культурами русский язык вбирал в себя тысячи иностранных слов. Однако со временем только небольшая их часть оставалась в культуре и языке нашего народа, остальные же исчезали или вытеснялись новыми. Так и нынешняя эпоха, добавив разнообразия в родную речь, не сохранит большую часть современных иностранных слов.

Наиболее ощутимый и глубокий след в нашем языке оставило Крещение Руси. Со словами богослужебных текстов и молитвословий, Священного Писания и творений святых отцов в русском самосознании получили отражение новые для языческого народа евангельские представления и нравственные нормы, христианское вероучение и экклесиология восточного христианства. На протяжении веков эти слова были не только близки и понятны русскому народу, они регулировали его повседневную жизнь, сформировали его представления о смысле бытия и предназначении человека. Запечатленные в самых первых отечественных письменных источниках и жизненном опыте наших предков они дошли до нас в неизменности с древних времен, с момента существования Руси.

Это закономерно, т.к. вечное не может устареть. В какое бы время ни жил человек, в какой бы ситуации ни находился, цель его жизни не изменяется, она состоит в том, чтобы наследовать вечную жизнь. Пути и средства достижения этой цели не могут устареть, стать архаичными. Это путь праведности, т. е. жизни по правде Божией, по Его воле. Средством достижения вечной жизни является аскетизм, т. е. упражнение в доброделании, в исполнении заповедей Христовых. Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применять усилие и претерпевать скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11:12; Деян. 14:22). Но современные люди даже в духовной жизни стремятся сохранить комфорт. Причем это выражается почти противоположным образом. Одни в своей теплохладности простираются до полного удаления подвига из своей жизни. Другие превращают подвиг в самоцель, и он становится для них, а зачастую и для их близких, безрадостным и тяжким бременем либо приводит в состояние прелести . Христос же, напротив, говорит, что бремя исполнения Его заповедей легко (Мф. 11:30), если это делание совершается с любовью к окружающим, ради любви ко Христу, с сердечной кротостью и непритворным смирением, в частности, перед теми обстоятельствами, в которых Он посылает нас исполнять Его волю.

Ответ на вопрос: «Что составляет основу благочестия и приближает к святости?» — кроется в природе человека. Принципиальные особенности устроения человеческого естества открываются в описании сотворения мира в оригинальном тексте Библии. При появлении растительности на Земле пророк Моисей употребляет еврейское слово «хая» (способность к жизни некой биомассы), при творении морских обитателей — «нефеш» (стремление материи к комфортному субстанциональному существованию). Более высокий уровень жизни — «нефеш хая» — представляют собой животные. Этимологически эта форма жизни означает ту же биомассу, но осознающую себя отдельной субстанцией, способной активно взаимодействовать с окружающей средой и другими формами жизни. Только при сотворении человека появляется нечто принципиально новое. Помимо жизни в значении «нефеш хая» Господь дарует Адаму разумную душу — «нишама». «Нишама» есть частичка Творца, нечто, соединяющее человека с Высшим началом жизни. Особенностью ее является то, что она бессмертна и обладает разумом, чувствами и способностью принимать решения. По своей этимологии, «нишама» — это разумная чувствующая душа, обладающая накопительной формой знаний и способностью развития. Если эти задатки души не активны, в человеке берет верх «нефеш хая» — жизнь биомассы, не способной чувствовать, принимать решения и мыслить, но лишь создавать комфорт для физической жизни, что уподобляет человека не Творцу, а животным, существование которых ограничено пределами «нефеш хая». Следовательно, по своей природе человек существо не только физическое, но и духовное, способное к богообщению и нуждающееся для этого в постоянном развитии, совершенствовании сил своей разумной души.

Человек существует не с нуля, он имеет начало. Сотворение человека по образу и подобию Божию является отправным пунктом человеческого бытия. При творении мира в конце каждого дня Бог убеждался в отсутствии зла в Своем творении: «И виде Бог, яко добро» (Быт. 1:1-31). Интересно, что слово «добро» славянского текста в русском переводе передано словом «хорошо», что требует дополнительного разъяснения. Добро является противопоставлением злу. В человеке, как и в остальном материальном мире при сотворении отсутствовало зло. Оно вошло в мир с отрицанием божественного бытия и является нарушением гармонии мироздания. Подпав под власть зла, богопротивления, человек совершил грех, лишился богообщения и вечной жизни. Его природа исказилась, стала подвержена тлению. Аскетизм — это путь возвращения человека в состояние «добро», путь избавления от греха и власти смерти.

Интересное определение «подвижничеству» дает святитель Феофан Затворник. В своей книге «Путь ко спасению» он указывает, что «подвижничество есть непрестанная победность», человек через постоянное внимание и противодействие греху достигает внутренних побед.

Само по себе подвижничество было известно человечеству задолго до христианства. Исторически оно было принадлежностью религиозной жизни всех народов, как предпочтение духовных интересов перед физическими потребностями. Подвижничество имеет глубокие внутренние основания в природе человека, и подобно религиозному чувству коренится в глубине духа человека. Христианское подвижничество появилось одновременно с появлением христианства, оно является неотъемлемой потребностью верующей души, стремящейся ответить любовью на любовь Божию. В Книге Деяний Апостольских говорится о свойственных первохристианским общинам усиленной молитве, раздаче имущества и пр.

Надо понимать, что христианство не требует от человека утеснения плоти. Христианство требует от человека нравственного совершенствования на основе евангельских заповедей. Человек же, подверженный греху, не способен жить по Евангелию (Рим. 7:19). Он вынужден прибегать к различным ограничениям, принимать всевозможные меры для борьбы со своими пагубными привычками и навыками, со всем своим греховным началом. Ведь даже для того, чтобы бросить курить или оставить пьянство, человеку приходится выдерживать настоящую борьбу с самим собой. Тем более тяжелая борьба предстоит желающему сбросить с себя нажитый греховный багаж. После грехопадения в человеке отношения между интересами духа и плоти таковы, что во имя первых необходимо сдерживать последние. Таким образом, аскетические требования и ограничения для достижения нравственного совершенства человека необходимы не потому, что этого хочет христианство, а по причине глубокого повреждения природы человека.

Большинство современных людей ошибочно считают аскетизм исключительно уделом монашества. Но Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применить усилие, претерпеть скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11:12 и Деян. 14:22), обращаясь ко всем последователям Христа. По свидетельству преподобного Кассиана, под «усиленными искателями» Царства разумеются те, которые «похвальным похищением, лишая себя удовольствия от настоящих вещей, через такое восхищение с усилием входят в Царство Божие». Христианское подвижничество является борьбой и усилием, средством и путем к получению Царства Небесного. Реализация христианской нравственности в своей жизни необходима каждому человеку, ищущему спасения — и монаху, и мирянину. Следовательно, аскетизм необходим каждому, независимо от того, является ли он монахом или нет. Монашеская форма подвижничества, освященная примером и опытом преподобных отцов, является лишь более удобной для достижения христианского совершенства.

Но святым человек может стать, и живя в миру. Подтверждением тому является многочисленный сонм святых праведных Православной Церкви. Показателен и пример из жизни преподобного Макария Египетского. Живя в пустыне, преподобный вел суровую подвижническую жизнь. Но Господь открыл ему, что в ближайшем городе живут две женщины, которые достигли большего, чем он духовного совершенства. Придя в город, преподобный узнал об их подвиге: являясь женами двух братьев и проживая в одном доме много лет, они ни разу не поссорились, и каждая из них относилась к детям другой, как к своим собственным. Как сказал один из современных старцев, «у праведности нет колокольчика». Мы не можем видеть сердце и подвиг другого человека, но каждый может и должен идти ко Христу, возвращаться в состояние «добро», исполняя о себе замысел Божий.

«Благословением праведных возвышается город» (Притч. 11:11), — учит Священное Писание. «Не стоит город без праведника», — гласит русская пословица. И если Господь обещал пощадить сотни порочных людей ради десяти праведников (Быт. 18:24-26), то стоит задуматься, насколько и в наши дни высоких технологий и запредельных темпов жизни актуально индивидуальное христианское подвижничество для благополучия нашей Родины, для счастья и здорового развития молодого поколения, для будущего человечества.

Издательский Совет/Патриархия.ru

Материалы по теме

Священники из разных стран обсудили актуальные вопросы пастырской аскетики в онлайн-формате

В Москве состоится VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи»

О Рождественском посте [Статья]

Опубликована программа мероприятий казачьего направления Рождественских чтений-2025

Издательский Совет проведет цикл мероприятий направления «Издательская деятельность Церкви» в рамках XXXIII Рождественских чтений

В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная XXХIII Международным Рождественским образовательным чтениям

Синодальный миссионерский отдел проведет конференцию «Актуальные вопросы апологетической миссии»

В Москве наградят победителей Всероссийского конкурса осмысленного чтения «Разумное, доброе, вечное»

Состоялось очередное заседание коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета

В Издательском Совете пройдет Всероссийская научно-практическая конференция молодых богословов по исследованию русского святоотеческого наследия

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»