Нужны семейные досуговые центры, новые библиотечные фонды, на базе которых существовала бы возможность людям из глубинки узнать о христианском мировоззрении, приобщиться к традиционным ценностям русской семьи, считает Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
— Владыка, в чем, на Ваш взгляд, актуальность конкурса «Православная инициатива»?
— ХХ век, особенно его первая половина, был непростой для России. За короткий срок была целенаправленно разрушена традиционная православная культура, тщательным образом вытравлены из сознания поколений питавшие ее Евангельские истины. Была предана забвению история России до 1917 года, были придуманы имена новых героев, которые вдохновляли советского человека к построению «светлого будущего». Забыто все, что нельзя было притянуть к «классовой борьбе».
О времени «собирания камней» заговорили в 60-х, но кардинально положение дел не изменилось. К примеру, принятый Калужским горсоветом запрет на колокольный звон действовал еще десять лет, а храмы закрывались до конца 70-х годов (последним в Калужской области был закрыт храм в честь Успения Божией Матери в с. Истомино в 1978 году).
Показателен и такой случай. В 1980 г. я участвовал во встрече представителей духовных школ с молодежью русского зарубежья. Вечером потомки русских эмигрантов устроили нам импровизированный концерт из русских народных песен, в конце попросив нас тоже что-то спеть. Это предложение ввело нас всех в замешательство. Я никогда не увлекался пением, кроме церковных песнопений, но никто из нашей группы не знал ни одной русской народной песни, кроме советских шлягеров. Но тогда, в 60-е и 70-е годы, в школьные программы не включалось изучение русских народных песен, и по радио их не услышишь. А если и в концерты включали что-то из русского народного репертуара, то на 2-3 часа одну-две народных песни. Тогда мне перед русскими эмигрантами стало стыдно за Родину. Это же часть нашего культурного самосознания, а мы были наподобие манкуртов, Иванов, не помнящих родства.
Сейчас положение не лучше. Молодежь почти не знает своей культуры. Почему? Да потому, что она с детского возраста не имеет с ней соприкосновения. Если в больших городах еще существует культурное пространство (например, в Калуге есть театр, филармония, Дом музыки, множество музеев), то в районах оно грозит «схлопнуться» вовсе. В культурном отношении малые города, села, деревни — территория выжженной земли. Там кроме первой и второй кнопки телевидения ничего нет. Кто имеет деньги, тот может поставить антенну, но с увеличением числа каналов вряд ли расширится горизонт культурных познаний. К культуре человек должен лично прикоснуться, принять ее в свою жизнь.
Конкурс «Православная инициатива» позволяет восполнить недостаток социальной инфраструктуры по направлению «Культура».
— Каковы Ваши ожидания от проектных инициатив по направлению «Культура» (реализуемые задачи, проблематика, география)?
— В рамках программы «Православной инициативы» в первой очереди должны стоять программы по направлению «Культура». В свободное время люди не знают чем заняться. Отдых превращается в банальное просиживание у телевизора или распитие спиртного. Нужны семейные досуговые центры, новые библиотечные фонды, на базе которых существовала бы возможность людям из глубинки узнать о христианском мировоззрении, приобщиться к традиционным ценностям русской семьи.
Родниками национальной культуры являются малые города и села. Мегаполисы в этом отношении представляются скорее котлами, где осуществляется процесс растворения множества культур в едином наднациональном пространстве.
Досуговые центры при приходах на периферии — хорошие проекты в духе решений последнего Архиерейского Собора.
Издательский Совет/Патриархия.ru