Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк выразил сожаление по поводу того, что посещение святынь зачастую воспринимается людьми, которые считают себя православными, в первую очередь как эффективное средство лечения заболеваний.
«Паломничество из сферы религиозной жизни, таким образом, переносится в практическую область, становясь предметом псевдомедицинских манипуляций», — заявил епископ Марк «Интерфаксу».
По словам владыки, который также является главным редактором журнала «Православный паломник», вокруг паломничества «рождается мифология», которая связывает определенные религиозные действия — посещение богослужений, причастие, купание в святых источниках — с возможностью получить исцеление.
«Зачастую эффективность «врачевания святынями» определяется количественными мерками: надо посетить столько-то храмов, определенное количество раз окунуться в такие-то святые источники или вообще принять ванну из святой воды», — отметил епископ.
При этом, продолжил он, «мифотворцами выступают чаще всего нецерковные люди, которые либо искренне заблуждаются, либо пытаются использовать эту тему в коммерческих целях».
«К сожалению, порой эти искаженные представления сосуществуют в сознании православных людей со вполне церковными взглядами и тиражируются не слишком богословски образованными прихожанами», — заявил епископ Марк.
По его словам, такое восприятие паломничества является «в корне неверным» и представляет собой «опасное явление, способное нанести человеку серьезный духовный урон».
Бороться с этим можно только с помощью просветительской работы, разъяснений того, чем отличается настоящее паломничество от «оздоровительных путешествий» к святыням, считает иерарх Русской Православной Церкви.
«Нельзя считать паломничество чем-то наподобие древней методики нетрадиционного целительства, с помощью которой можно, причем в кратчайший срок, избавиться от тех или иных душевных и телесных недугов», — подчеркнул владыка, добавив, что Господь может подать исцеление просящему, но этому обязательно предшествует покаяние и нравственное обновление человека.
«А для достижения такой цели необходим большой духовный труд», — заключил он.