Портал Патриархия.ru публикует подборку из переписки игумена Нектария (Морозова), настоятеля храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове, с корреспондентом «Известий» Еленой Ямпольской («Известия», выпуск от 13.04.2007). Основной темой переписки был вопрос о преподавании Основ православной культуры в школе.
...Елена, я уже сказал о том, что вызывает чувство радости при чтении Вашей статьи. Это то, что нас объединяет: схожее видение одних и тех же проблем, одних и тех же болезней современного общества... Но, наверное, важнее говорить о том, что разделяет. В чем причина того, что Вы проводите границу между собою и Церковью? Как Вы понимаете, что такое Церковь вообще, воспринимаете ли Вы ее как некую данность или же пытались для себя разобраться, что она такое есть? Еще один вопрос: почему Вы решили, что именно ко Христу должен обратиться человек (общество), чтобы не оказаться в бездне? В Вашей статье говорится о надеждах, связанных с изменениями в жизни страны, которые, казалось, позволят построить «такой удобный мир», в котором все — или многие — проблемы будут решены...
…По поводу недоверия — встречный вопрос: а к кому (к чему) люди в России относятся сегодня с доверием? К власти, бизнесу, к каким-то социальным институтам?.. Вы чувствуете, как наш народ дичает, ну, скажем, в культурном отношении? А в отношении церковном народ одичал уже давно. Ушли в вечность те, кто знал, что такое христианство, что такое церковная жизнь. Миллионы наиболее церковных людей были расстреляны, замучены, умерли в лагерях. Сделали свое дело и советская идеологическая машина, и 5-е управление КГБ СССР, и «доперестроечная» пресса. Удивительно ли, что после всего этого огромное количество людей подходит к Церкви как к приземлившемуся кораблю с инопланетянами, а некоторые так готовы и камнями по обшивке корпуса этого корабля стучать, и надписи неприличные писать и т.п.?
Откуда вообще верующие люди, откуда священники, монахи? Точно не с другой планеты прилетели. Здесь, в этом обществе выросли, сложились и пришли в храм и все, что имели, в том числе и свои недостатки, страсти, пороки, принесли сюда. Кто-то достиг определенной меры совершенства. А кто-то оказался слаб в вере, кто-то превратился в «соляной столп», кто-то стал еще хуже и из Церкви не ушел, но остается в ней. И на таких сбываются слова апостола Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). Однако о них думали, что они «наши». И сколько они успели наворотить всего, пока их считали «нашими»!..
…Отсутствие духовной деятельности, о котором Вы говорите, — это не социальный, а именно религиозный вопрос. Отправьте людей в путь через пустыню, а потом, когда они уже не смогут найти дороги назад, скажите им, что конечной цели в их странствии нет, что надо допить воду, доесть небольшой запас фиников, — и на этом все. И посмотрите, что с ними будет, какое явится «тупое зло».
Православная Церковь — не партия, не идеология. Она не может «владеть массами», «руководить ими». Но она может сделать другое: дать шанс оздоровиться тем, кто этого желает, привести в чувство тех, кто способен прийти в чувство. И наши «моления» о введении «Основ» в школах именно этим обусловлены. Неужели кто-то думает, что это так просто: организовывать курсы для будущих преподавателей ОПК, тратить на это время и деньги, которых и так нет? Просто нас мучает комплекс ответственности за свой народ, в отличие от любой секты... Нет спора, что хороших, квалифицированных преподавателей сейчас гораздо меньше, нежели необходимо. Но в данном случае хотя бы что-то будет лучше, чем ничего...
...Я не совсем согласен, Елена, относительно рискованности обязательного преподавания ОПК. В соседней с нами Мордовии, насколько знаю, не было особенно больших проблем. К этому привыкнут. Как привыкают, к сожалению, к вещам, к которым привыкать бы не следовало. Например, к преподаванию ОЗОЖ — «Основ здорового образа жизни». Я понимаю, что это стало уже неким «общим местом» — когда православные говорят об этом. Но меня лично те программы, с которыми приходилось сталкиваться, ужасают. Я священник, я волей или неволей узнаю жизнь человека, который приходит на исповедь. И с болью могу видеть те изломы, которые появились в человеческой душе именно по причине грехов против целомудрия, совершенных в детстве...
Что касается преподавания ОПК в смешанных классах. Я полагаю, если никто не выражает по этому поводу неудовольствия, то надо просто преподавать, и все. Православие в данном случае должно вплетаться в канву истории. Кроме того, через реальные события, факты должно даваться представление о нравственном выборе человека, о том, на что, совершая этот выбор, необходимо ему ориентироваться. Если кто-то из родителей не желает, чтобы его ребенок посещал уроки ОПК, то в этом должна быть предоставлена полная свобода... В Саратове есть школы, где этот предмет уже включен в программу, и если Бог даст, и Вы до нас доедете, мы сможем поговорить более предметно...
Безусловно, ОПК придется преподавать не только священникам, но и просто верующим, воцерковленным педагогам. Нет сомнения, что кто-то будет делать это не лучшим образом, и где-то данный предмет станет лишним поводом для зубрежки. И все же... Все же многое изменится. Я не говорю Православие — хотя бы основные моменты христианской нравственности будут восприниматься уже как данность, возникнет необходимый противовес представлению о жизни лишь как о времени, в которое можно получить те удовольствия, которые она сможет предложить. И если сегодня это преподавание начнется, то завтра людей, способных преподавать как должно, будет гораздо больше. А если не начнется, то вообще непонятно, настанет ли это самое «завтра»...
С уважением, игумен Нектарий
Патриархия.ru