С 3 по 7 сентября 2012 года проходят вступительные экзамены в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В интервью интернет-изданию «Татьянин день» помощник ректора по магистратуре иеродиакон Иоанн (Копейкин) рассказал о деятельности магистерского отделения Общецерковной аспирантуры.
— Отец Иоанн, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия создано отделение магистратуры. Для чего оно открыто и на кого оно рассчитано? Каковы главные отличия (в плане образования) магистратуры ОЦАиД от магистратуры семинарии?
— Прежде всего сразу замечу, что магистратура при Общецерковной аспирантуре функционирует с 2010 года, в начале осени состоится ее первый выпуск. За плечами уже есть два года опыта и, что называется, настройки системы.
Чтобы понять специфику нашей магистратуры, достаточно вспомнить те задачи, которые ставились Святейшим Патриархом и Священным Синодом три года назад перед создаваемой тогда Общецерковной аспирантурой. Речь шла об открытии своего рода «кузницы кадров» для Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, о формировании некоего нового пространства, в котором традиция Православной Церкви во всем ее многообразии изучалась бы и осмысливалась ввиду важнейшей задачи: сделать свидетельство нашей Церкви доступным, а, самое главное, актуальным для современного общества. Практическое измерение такой задачи очевидно: необходимо воспитать новое поколение богословов и сотрудников Синодальных отделов, отчетливо представляющих себе «повестку дня» и задачи, стоящие перед Церковью, способных говорить на понятном для общества языке.
Для этого нужно переформатировать учебный процесс таким образом, чтобы уже за годы учебы студент знакомился с современной проблематикой церковно-общественных отношений, научился по настоящему оперировать богословским наследием Церкви в диалоге с любыми общественными институтами. Потому Общецерковная аспирантура мыслилась и продолжает мыслиться как экспериментальная площадка, на которой, в соответствии с отечественными и международными стандартами образования, реализуется новая модель высшего богословского образования.
Однако опыт первого же года обучения показал, что на современном этапе в общепринятой схеме «бакалавриат — магистратура — аспирантура (докторантура)» не достаточно работать лишь в диапазоне высшего уровня. Для того чтобы получить ожидаемый результат от аспиранта или докторанта, необходимо, чтобы на предварительном этапе, то есть на этапе магистратуры, в него были заложены необходимые знания, а самое главное — навыки. На самом деле, на высшем этапе обучения — как в аспирантуре, так и в докторантуре — не предполагается ни обучение человека научному методу, ни восполнение лакун в его общей эрудиции. Все это закладывается на этапе бакалавриата и доводится до требуемого уровня в процессе обучения в магистратуре. Таким образом, при ближайшем рассмотрении, магистратура, с одной стороны, является завершающим этапом фундаментального богословского образования, а с другой, позволяет молодому богослову уже на этом этапе приступить к самостоятельному компетентному исследованию и аналитике.
Поэтому именно этот сегмент на сегодня является, в определенном смысле, ключевым в пространстве комплексной перестройки системы богословского образования Русской Православной Церкви. От того, насколько удачно мы наладим учебу на этапе магистратуры, зависит, ни много ни мало, научится студент или нет переводить полученную сумму знаний из пассива в актив.
Ввиду вышесказанного, решение Священноначалия об открытии магистратуры при Общецерковной аспирантуре представляется абсолютно логичным и последовательным. Аспирантура, как научно-методическая площадка разработки и апробации программ высшего богословского образования для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, приобрела новый важный подуровень — магистратуру. Таким образом, стало возможным заняться разработкой целого комплекса магистерских программ, в рамках которых студенты достигали бы ожидаемого уровня компетенции, получали необходимые навыки современной научно-практической работы и становились способны к решению серьезных и ответственных задач.
При этом мы четко осознаем, что наш продукт в виде готовых продуманных и интересных магистерских программ призван быть востребованным на внутрироссийском и международном уровне и стать образцом, моделью для многих семинарий нашей Церкви.
— По каким направлениям можно обучаться в Общецерковной аспирантуре и докторантуре на магистерском отделении?
— За прошедшие два года предметом особых усилий магистратуры Общецерковной аспирантуры стала разработка профиля «Внешние церковные связи». На мой взгляд, этот профиль — по-настоящему достижение нашей магистратуры, уникальная разработка как в системе образования Русской Православной Церкви, так и всего православного мира. Во-первых, уникальна сама кафедра Внешних церковных связей, ставшая основным разработчиком профиля. Кафедру возглавляет сам ректор, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. В ее состав входят лучшие специалисты Отдела: главы крупных направлений — межправославных, межхристианских и международных отношений, ведущие сотрудники секретариатов. Благодаря своему уникальному составу, авторитет кафедры высок в дипломатических кругах, среди отечественных и зарубежных общественных организаций. Силами кафедры на регулярной основе организуются спецкурсы и встречи с представителями МИДа России, зарубежными дипломатами, известными общественными деятелями.
Целью профиля «Внешние церковные связи» является, прежде всего, подготовка специалистов в области диалога Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, с Римско-Католической Церковью и с другими христианскими конфессиями. Другой важной задачей является аналитика современных отношений Церкви с внешним миром — с политическими и общественными институтами. Важное внимание уделяется изучению этикета церковной и светской дипломатии.
Этот профиль — то, что у нас уже есть, что функционирует и дает свои плоды. В частности, некоторые магистранты, продолжая учебу, уже стажируются в Отделе внешних церковных связей и приносят реальную помощь Церкви.
Новый учебный год мы начинаем с реализации еще одного профиля «Христианские источники». Этот профиль — по сути, библейско-богословский. При его создании делался акцент на изучении последних достижений в исследовании Ветхого и Нового Завета, в области патристики и литургического богословия. В процессе обучения магистрант познакомится, по сути, со всеми основными источниками христианской мысли, получит хорошие знания по истории искусства Церкви. Спецификой профиля станет не только предоставление актуальной информации по целому спектру библейского, богословского и литургического наследия Церкви, но и обучение навыкам научной работы с этими источниками. В рамках данной магистерской программы студент сможет также выбрать более узкую область своего научного исследования и посещать специализированные курсы в области либо библеистики, либо патрологии, либо каноники, либо литургики. Такая специализация позволит уже на этапе магистратуры сформировать отчетливый научный интерес и затем, под руководством одного из профессоров выбранной кафедры, продолжить самостоятельное исследование в рамках докторантуры.
Замечу еще раз, что оба профиля нашей магистратуры созданы на модульной основе в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с одной стороны, и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним в европейских университетах — с другой. Представленные магистерские программы не только воплощают научный потенциал, который Общецерковной аспирантуре удалось привлечь в лице блестящих специалистов для их разработки, но и используют инновационные методические технологии.
«Несущей конструкцией» всех профилей служит современный научный гуманитарный инструментарий, включающий такие разделы как философия религии, современные богословские проблемы, методология научного исследования.
Наконец, особое место в наших магистерских программах уделяется языкам — каждому магистранту полагается изучить как минимум два иностранных языка.
Таким образом, будущие магистры по указанным направлениям получат мощную фундаментальную подготовку и современные научные навыки. Такие специалисты сейчас особенно востребованы Церковью.
Наши магистерские программы в ближайшее время пройдут предусмотренную законодательством экспертизу и получат государственную аккредитацию, что позволит нам выдавать дипломы государственного образца. Однако даже до этого момента мы предоставляем нашим магистрантам возможность получения двойных дипломов в случае индивидуального обучения по совместным магистерским программам с теми аккредитованными вузами, с которыми у нас подписаны соответствующие договоры.
Именно эти особенности наших магистерских программ отличают их от аналогов в духовных академиях и семинариях. Но они для того и создавались — чтобы после апробации помочь нашим духовным учебным заведениям перейти на качественно новый уровень подготовки специалистов, в которых так сегодня нуждается наша Церковь.
— Кто имеет право поступить в магистратуру? Обязательно ли человек должен быть православным, церковным, или же достаточно только желания получить у вас образование?
— В широком смысле магистратура Общецерковной аспирантуры и докторантуры рассчитана на специалистов, имеющих диплом бакалавра. Таким образом, любой выпускник духовной семинарии может стать нашим абитуриентом и, в дальнейшем, студентом. Для бакалавров, не имеющих базового богословского образования, двери магистратуры тоже открыты, однако здесь решения о зачислении принимаются в индивидуальном порядке. В особых случаях в аспирантуру могут быть приняты представители иных христианских конфессий. Например, когда речь идет об исследованиях в рамках сотрудничества аспирантуры с университетами за рубежом.
Безусловно, такое понятие, как воцерковленность — значимый фактор при принятии решения по тому или иному абитуриенту. Для тех, кто успешно сдал вступительные экзамены, проводятся индивидуальные собеседования вначале с заведующим магистерского отделения, а затем и лично с ректором. Эти встречи организуются в первую очередь для того, чтобы понять, насколько человек воцерковлен, насколько адекватно он себе представляет жизнь Церкви. В этом смысле, вместе с неподдельным интересом к учебе в человеке должен быть отчетливо виден своего рода «потенциал ответственности». Если этой ответственности не проглядывается, цель образования не будет достигнута. На такого человека просто нельзя будет положиться при решении важных задач. Поэтому объективные знания и способности абитуриента непременно должны сопрягаться с определенной христианской, да и просто человеческой, зрелостью. Считаю этот момент очень важным.
— Учащиеся аспирантуры нередко совмещают практику в ОВЦС или служение на приходе и учебу. Предусматриваете ли вы такие варианты для магистратуры? Как учеба может полноценно сочетаться, например, с практикой в ОВЦС?
— Учащиеся магистратуры не просто «нередко» совмещают практику с учебой, практика — неотъемлемая часть учебного процесса, также как научно-исследовательская работа и написание диссертации. В этом году все магистранты профиля «Внешние церковные связи» прошли летнюю практику в Отделе внешних церковных связей. Результаты замечательные. Достаточно почитать отчеты самих студентов, в которых они, все как один, отмечают важность, вслед за лекционным триместром, в летнем триместре соприкоснуться с реальной работой, фактически принять участие в каждодневном интенсивном труде Отдела, увидеть, как теория успешно реализуется в практике.
Особенно приятно, что среди студентов, как я уже отмечал, есть такие, которые, полноценно учатся и при этом так же полноценно трудятся в Отделе в качестве стажеров. Вообще, я думаю, для молодого человека нет ничего более радостного, чем посильное ответственное участие в том творчестве, к которому он ощущает призвание. Поэтому вопрос сочетания учебы и практики — вопрос второстепенный и технический. Все можно успеть, когда приоритеты правильно расставлены.
Беседовала О. Богданова