Книга «Освящение храма», выпущенная в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви, представляет собой богослужебное издание, в котором собраны чины закладки и освящения храма, различные дополнительные последования, связанные с освящением, а также чины благословения и освящения крестов, икон, богослужебной утвари. Издание состоит из двух частей. Первая включает в себя сами тексты чинопоследований, по традиции напечатанные в две краски, вторая содержит комментарии к чинам.
Основой для составления сборника, который задуман как собрание всех богослужебных чинопоследований, связанных с освящением храма и печатавшихся в славянских изданиях богослужебных книг, послужили издания как синодальной эпохи, так и XX в. — Большой, Дополнительный и Малый Требники, Чиновник архиерейского священнослужения, издания богослужебных чинов в виде отдельных брошюр; два небольших чина — «Чин омовения святыя трапезы» и молитва на очищение храма, оскверненного «от пса и от всякия другия нечистоты», — даны по московскому изданию Потребника 1625 г.; «Чин, бываемый при основании церкве и водружении креста», «Чин основания новаго монастыря» и «Благословение и освящение новосозданнаго монастыря» напечатаны по Требнику, составленному свт. Петром (Могилой) и изданному в Киеве в 1646 г. (орфография чинов по указанным изданиям 1625 и 1646 гг. приведена в соответствие современным нормам церковнославянского языка). Особо следует отметить, что «Чин омовения святыя трапезы» (в константинопольской богослужебной традиции этот чин являлся составной частью приготовлений храма к празднику Пасхи, которые начинались именно с омовения святого престола), не печатавшийся в синодальных изданиях Большого Требника, но доныне входящий в общепринятые греческие издания богослужебных книг (напр., Большой Евхологий, Афины, 1992r), предназначен только для архиерейского богослужения — он может совершаться архиеерем в случае необходимости заменить обветшавшие срачицу или вервие освященного престола.
Во второй части сборника содержатся комментарии, составленные диак. Михаилом Желтовым, в которых описывается содержание вошедших в книгу чинов, приводятся сведения из их истории и даются практические рекомендации по их совершению. Основной объем комментариев посвящен чину на основание храма — здесь, среди прочего, приводятся подробные схемы совершения этого важнейшего чина согласно как современной русской, так и современной греческой практике, где части чина расположены несколько иным образом (знание этих особенностей может быть полезно российским священнослужителям для случаев сослужения с греческим духовенством), а также перевод пространных указаний греческих богослужебных книг об особенностях освящения престолов, сделанных не из дерева, а из камня.
Можно отметить, что богослужебные книги, аналогичные изданному сборнику (например, изданный афонским монастырем Симонопетра четырехтомный Евхологий (2001—2003) под редакцией недавно почившего проф. литургики Фессалоникийского университета И. М. Фундулиса, в состав которого входят тома, посвященные: последованиям освящения воды и Елеосвящения; монашеским чинам; заупокойным последованиям; чину освящения храма и связанным с ним последованиям), заслужили широкое признание в практике греческих Православных Поместных Церквей.
М. Б.