Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Опыт взаимодействия светской и церковной образовательных сфер в рамках информационных проектов Учебного комитета». Доклад протоиерея Павла Великанова на XVIII Международных Рождественских чтениях.

«Опыт взаимодействия светской и церковной образовательных сфер в рамках информационных проектов Учебного комитета». Доклад протоиерея Павла Великанова на XVIII Международных Рождественских чтениях.
Версия для печати
28 января 2010 г. 14:41

Протоиерей Павел Великанов, секретарь Ученого совета МДАиС, главный редактор портала «Богослов.ру», выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений 26 января 2010 года.

***

Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры!

В своем докладе мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми размышлениями о причинах существующего отчуждения между церковной и светской образовательными сферами, а также перспективах и возможных подходах к преодолению этого затянувшегося противостояния.

В чем, на наш взгляд, заключается сложность взаимодействия церковной и светской образовательных сфер? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, каким образом происходило в России развитие светского и духовного образования. Без сомнения, основную роль в имеющемся сегодня отчуждении сыграла богоборческая власть, которая сознательно вытеснила все церковное в маргинальную область. До революционного лихолетья и церковная, и светская образованность находились в едином научно-образовательном пространстве: ученые степени магистра и доктора наук взаимно признавались, то же самое относилось и к дипломам, и к премиям. Следует отметить также единое журнальное научное пространство, в котором церковная и светская ученость существовали на равных правах. Однако нельзя не упомянуть и о том, что уже в середине XIX века эпизодически случалось напряжение между церковной и светской образовательными системами, которое, например, могло выражаться в отказе Университета признавать компетентность академий при магистерских защитах, которые до 1869 года в академиях не были публичными.

В целом хотелось бы заметить, что с самого начала существования двух образовательных систем — ведомства духовных дел и народного просвещения — вопрос о месте и самой возможности нахождения богословия в университетской среде обсуждался неоднократно и представлялся по-разному. Первоначальный отказ включить отделение богословия в состав открытой в 1724 г. Академии наук и художеств был мотивирован преобладанием инославных в профессорской корпорации. Однако предполагалось, что по мере развития университетского образования к этому вопросу еще предстоит вернуться. Но уже к середине XIX века едва ли не основной причиной, препятствовавшей появлению богословских факультетов в университетах, стала секуляризованность и расцерковленность самих университетов. Предлагаемые модели — духовного университета или богословского факультета в составе университета, но с подчинением Священному Синоду — так и остались нереализованными, в то время как в европейской образовательной системе эти формы существования богословия в университетском образовательном поле являются актуальными по сей день.

Таким образом, при сохранении общего научно-образовательного пространства духовные академии и университеты существовали как параллельные структуры, местами пересекающиеся и взаимодействующие, но в целом реализующие разные задачи.

Безбожная идеология кровавой рукой заклеймила все церковное как мракобесие и ренегатство, сначала разрушив всю духовную образовательную систему до основания, затем лишь несколько ослабив хватку и разрешив открытие нескольких духовных школ под жестким контролем тоталитарного государства. При этом следует отметить, что две открытые академии и семинарии стали исключительно пастырскими школами, выпускники которых могли трудоустроиться только в церковных структурах.

В результате этих исторических перипетий сложилась следующая картина. Со стороны светской образованности церковная наука, с редкими проявлениями которой приходилось встречаться, стала восприниматься как нечто весьма своеобразное, в целом не отвечающее общепринятым в советском государстве требованиям к научной деятельности, и вообще как явление вполне маргинальное. В лучшем случае это была позиция «снисходительной улыбки», в худшем — нескрываемого презрения. Со стороны церковной реакция на светскую образовательную и научную среду тоже была вполне предсказуемой: отторжение как защитная реакция на враждебную идеологическую парадигму и боязнь оказаться высмеянными. Политика изоляционизма, которая проводилась государством по отношению к Церкви в целом и, особенно, — к сфере духовного образования, сводила к минимуму саму возможность подобных пересечений. В итоге к концу советского периода эти две образовательные сферы оказались надежно изолированными, автономными и самодостаточными.

К сожалению, эти настроения сохранялись и после распада советского государства.

На Архиерейском Соборе 1989 года была поставлена задача «реорганизации структуры и содержания учебного процесса таким образом, чтобы в ближайшее время обеспечить обязательное высшее богословское образование для пастырей Церкви»... При этом главной задачей духовных академий было осуществление «научно-богословской специализации и подготовки высококвалифицированных кадров для ответственных церковных послушаний, включая преподавание в духовных учебных заведениях».

Реформа духовного образования, концепция которой в общих чертах была утверждена Архиерейским Собором 1994 года, а подробный план реализации — Собором 1997 года, с самого начала потребовала создания информационного поля, в рамках которого происходило бы представление и популяризация идей осуществляемой реформы. Это требовалось не столько для светской аудитории, сколько для собственно церковной среды, традиционно болезненно относящейся к самой идее каких бы то ни было реформ. Поскольку начальный этап реформы пришелся едва ли не на самые тяжелые в плане общественной и финансовой нестабильности 90-е годы, то наиболее оптимальным средством оказалось создание интернет-портала учебного комитета с доменным именем «Богослов.ру». Вскоре этот ресурс стал важным элементом координации реформы и методической помощи в ее осуществлении региональными семинариями.

Оставив в стороне печальные страницы судьбы портала, связанные с его вынужденным закрытием в 2004 году, давайте посмотрим, какие функции он выполняет сегодня в деле взаимодействия образования светского и духовного.

Прежде всего, необходимо отметить, что Учебным комитетом реализуется ряд информационных проектов: это и Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС), это и создание электронного каталога библиотеки Московской духовной академии, а также портал «Богослов». Очевидно, что именно портал как полноценное средство массовой информации является наиболее активным игроком на поле взаимодействия светского и церковного образовательного пространства. 11 декабря 2007 года портал возобновил свою деятельность, но уже в ином качестве и со значительно измененными задачами. Если ранее главной целью была информационная поддержка реформы духовного образования, то теперь основным нервом деятельности портала стала необходимость консолидации богословского сообщества для создания общей доброжелательной духовно-интеллектуальной атмосферы. С другой стороны, было необходимо преодолеть прежний синдром закрытости церковной научно-образовательной среды, который в последнее время стал едва ли не основным тормозом в развитии богословской науки как таковой. Преодоление этого изоляционизма мыслилось путем максимально широкого информирования общества о нынешнем состоянии церковного образования и науки, об актуальных проблемах и дискуссиях, о новых изданиях, мероприятиях и других событиях.

Для редакции портала с самого начала было очевидно, что взаимодействие со светской образовательной средой должно начинаться с минимализации церковной декларативности, что и выразилось в отсутствии какой бы то ни было православной атрибутики в дизайне, надписях или структуре портала. Была поставлена задача разработать такой ресурс, который не раздражал бы ни молодого светского исследователя, далекого от церковной жизни, ни глубоко верующего седовласого профессора богословия духовной академии, ни ученого иной конфессии.

Прежде всего, был поставлен вопрос: чем мы можем привлечь светских специалистов, какую полезную для них информацию мы можем предложить? И здесь было определено несколько направлений.

Для любого специалиста одним из показателей уровня исследовательской работы является широта информационного охвата по данному вопросу. Редакцией был проделан большой труд по сбору, систематизации и тегизации практически всех периодических научных журналов гуманитарного направления (64 наименования) за весь период их существования, включая как периодику РАН, так и церковную. В итоге было отобрано и представлено более 6500 библиографических описаний статей по тематике, связанной с церковной наукой. В настоящее время с рядом издательств светских журналов достигнута договоренность о праве на размещение полных текстов аннотированных статей, что с течением времени позволит сделать данный библиографический инструмент полноценным корпусом отечественной научной периодики в гуманитарной области. Излишне говорить, что подобная инициатива одинаково востребована как в церковной, так и в светской среде.

Другим направлением нашей деятельности стало привлечение внимания к тем новым богословским изданиям, которые выходят за рубежом и для большинства наших соотечественников недоступны. Редакция поставила перед собой цель организовать службу, которая отслеживает максимально широкий спектр издаваемой в Европе и Америке научной богословской литературы и осуществляет отбор, перевод и публикацию аннотаций и содержания этих книжных новинок, одновременно с подготовкой биобиблиографий авторов для размещения в разделе «Персоналии». С нашей стороны это еще одно постоянное подтверждение законности нахождения богословия в общем поле гуманитарных наук.

Еще одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом, было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня — перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это — неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей.

Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них все-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских ученых имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап — размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд  Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалек тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии.

Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Ученого совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой — открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

Наиболее глубокое и плодотворное взаимодействие между церковной и светской научно-образовательными сферами сегодня происходит в рамках образовательного проекта «Школа научной информации», который осуществляется совместно с Институтом научной информации по общественным наукам РАН. Активное сотрудничество привело к созданию нового учебного пособия для студентов семинарий под названием «Введение в научно-информационную деятельность», которое было одобрено Ученым Советом ИНИОНа и Научно-методическим Советом МДА и в настоящее время готовится к печати. Цель курса — ознакомление с теоретическими представлениями и практическими навыками работы с научной информацией, повышение уровня информационной культуры в области духовного образования и церковной науки. Для студентов Московской духовной семинарии в течение 1-го полугодия был прочитан одноименный курс, а также предоставлена возможность непосредственно в ИНИОНе ознакомиться с основными методами работы с информацией. Нацеливая учащихся на соблюдение писаных и неписаных правил, которые существуют в информационно-библиотечном мире, проект «Школа научной информации» способствует более активному вхождению результатов богословской деятельности не только в сферы науки и образования, но и в пространство социальных коммуникаций в целом. Перед нами сегодня стоит непростая задача: найти механизмы интеграции богословской науки в существующее научно-информационное пространство и шире — в пространство социальных коммуникаций. К сожалению, взаимодействие богословия и светских наук в информационной деятельности сегодня только начинается, и мы надеемся, что участие церковных специалистов постепенно приведет к появлению единого языка описания научной информации, одинаково приемлемого и для светской, и для церковной среды.

Памятуя о том, что богословие, хотя и принадлежит к кругу гуманитарных наук, но является наукой точной, в настоящее время совместно с Отделом корпусной лингвистики и поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН начались работы по дальнейшему расширению Национального корпуса русского языка путем интеграции отдельного корпуса святоотеческих текстов на русском, а в последующем на славянском и на классических языках. Для нас подобные проекты являются наиболее перспективной формой взаимодействия церковной и светской научно-образовательных сфер, поскольку позволяют, с одной стороны, использовать современный инструментарий светской науки, с другой — расширяют круг используемых источников, которые далеко не всегда учитываются светской наукой. Область корпусной лингвистики для развития богословия является сегодня приоритетным направлением, поскольку только переход на качественно новый уровень представления текста в его исторической динамике, культурном и терминологическом контекстах может стать фундаментом существенного подъема общего уровня всех богословских исследований.

В настоящее время портал развился до информационно-аналитического центра, который включает в себя редакции трех иноязычных версий, новостную, информационно-справочную и аналитическую службы. Появление греческой, немецкой и испанской версий поставило перед редакцией неожиданную проблему отсутствия единых подходов к переводам богословской терминологии. Итогом споров стало появление еще одного проекта, одинаково интересного и для церковной, и для светской аудитории — открытого мультиязычного словаря-справочника богословской терминологии. Мы надеемся, что участие профессиональных переводчиков вместе с богословами из разных стран в наполнении словаря обеспечит актуальность и точность в передаче тонких смысловых оттенков понятий.

Последнее направление взаимодействия светского и церковного сообществ, которое особенно приятно представить участникам Рождественских чтений — это совместный проект «Мир. Человек. Слово», который реализуется совместно с центральной государственной радиостанцией «Радио России» уже на протяжении четырех лет. Этот проект, конечно, выходит за рамки деятельности Учебного комитета, поскольку носит характер, прежде всего, миссионерско-просветительный. Однако как площадка для взаимодействия светских СМИ и церковно-богословской среды данный проект показал свою эффективность. Прежде всего, это связано с высоким интеллектуальным и художественным уровнем представленных материалов по богословию, истории Церкви, Священному Писанию. Участие известных актеров в записи аудиопостановок, профессиональная режиссура и широкий круг затрагиваемых вопросов обеспечили данному проекту популярность и в церковной, и в светской среде. Недавно открытый отдельный сайт mir-slovo.ru еще более расширил возможности представления результатов деятельности: практически все выходившие в эфир программы, включая «Пастырские беседы» и «Библию для детей», теперь доступны на сайте, а «История христианской Церкви» и «Религиозная энциклопедия» представлены в  текстовом виде и аудиоформате.

Однако было бы ошибочным думать, что взаимодействие среды церковной и светской идет безболезненно. Анализируя тенденции, которые проявились при проведении дискуссий на портале, следует отметить, прежде всего, неготовность определенной части церковного интеллектуального сообщества к ведению содержательных дискуссий, более того - страх перед ними. Мы расцениваем это как вышеупомянутый синдром боязни открытости внешнему, агрессивному нецерковному миру. К счастью, достаточно жесткие правила премодерации на портале «Богослов» помогли понять пользователям, что бессодержательные и крайне эмоциональные комментарии — даже при всем ревностно-оборонительном пафосе — никогда не будут активированы, в то время как спокойные и разумные ответы, даже если они склоняют чашу весов не на сторону Церкви, имеют право быть опубликованными на портале.

Отсюда следует еще одна сложность: необходимость предоставлять портал для публикации полярных точек зрения, в том числе и на актуальные вопросы церковной действительности. Без свободы дискуссии ни о каком развитии богословия не может быть и речи. Однако далеко не все оказались готовы к публичному обсуждению актуальных вопросов, при этом не только связанных с животрепещущими темами, но и с различиями в оценке исторических событий с церковной и светской точек зрения. В таких сложных, порой конфликтных ситуациях, как, например, обсуждение книги о. Георгия Митрофанова, редакция сознательно занимала позицию равноудаленную от дискутирующих сторон. Когда же аргументы сторон практически были исчерпаны, подобные обсуждения закрывались.

Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что портал «Богослов» в настоящее время является отражением современного состояния церковной науки и образования в отношении к светской научно-образовательной среде. Главная задача — продолжать начавшееся движение друг к другу церковной и светской сторон с целью создания единой научно-богословской среды, которая одна только и может реабилитировать богословие как науку. Вернуть богословие и в целом церковную науку в пространство фундаментальной академической науки — наша главная задача! И когда богословие займет свое изначальное место в кругу гуманитарных наук, когда будет принят и утвержден Высшей аттестационной комиссией паспорт научной специальности «Теология» — это станет самым красноречивым свидетельством того, что российская наука действительно стала свободной, свободной от советских идеологических клише.

Богослов.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

Состоялся XIV ежегодный совместный семинар Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

При поддержке Учебного комитета в Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

В Москве состоялась презентация приложения для помощи бездомным

Образовательный сериал «Девочка и робот» и радио «Вера» стали лауреатами Премии Рунета 2024 года

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»