Интервью с протоиереем Сергием Звонаревым, заместителем заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
— Добрый день, отец Сергий. Кафедрой внешних церковных связей заведует ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион, что выделяет ее среди остальных кафедр. Расскажите, пожалуйста, об истории ее создания.
— Кафедра внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры была образована в 2009 году на базе филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей. В 2006 году я, будучи сотрудником ОВЦС, поступил учиться в аспирантуру. После окончания обучения был назначен заместителем заведующего филиалом, то есть стал сопричастен учебному процессу, связанному с внешними церковными связями. Когда же была образована Общецерковная аспирантура и докторантура, а в ее недрах — кафедра внешних церковных связей, митрополит Волоколамский Иларион предложил мне стать своим заместителем по кафедре.
— Какие цели ставились перед кафедрой при ее создании?
— В моем понимании кафедра внешних церковных связей должна была стать (и надеюсь, уже таковой является) площадкой для научного осмысления проблематики внешней деятельности Русской Православной Церкви. Кафедра является одновременно учебным и научным подразделением, призванным помочь ОВЦС в решении поставленных перед ним задач. Отдел занимается практической деятельностью, а кафедра призвана содействовать в ее осуществлении путем аналитической работы и научных изысканий.
Другой целью, стоявшей перед нами, была подготовка специалистов в области внешней деятельности Церкви. Именно поэтому с первых дней создания магистерской программы аспирантуры кафедра включилась в процесс обучения магистрантов по разработанному профилю «Внешние церковные связи». Так получилось, что из всех кафедр только наша оказалась готовой принять учащихся магистерской программы. Этому способствовал опыт организации обучения в филиале аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС, на базе которого, как я уже говорил, и была сформирована кафедра.
— Не могли бы Вы рассказать о научной работе кафедры?
— Отдел внешних церковных связей обеспечивает участие Русской Православной Церкви в межправославном диалоге, межхристианских отношениях, межрелигиозном сотрудничестве. Многие темы в рамках указанных направлений требуют серьезного анализа современной ситуации, который невозможен без богословского осмысления, исторического экскурса. Мы стремимся к тому, чтобы аспиранты и докторанты, слушатели магистерской программы избирали для диссертационных исследований соответствующие темы и результаты этих работ могли бы поступить в Отдел для использования в практической деятельности. Перечень таких тем подготовлен и находится в распоряжении учащихся.
В целях развития научных контактов и презентаций научных исследований кафедра побуждает своих докторантов и аспирантов к участию в научных конференциях, форумах и симпозиумах как регионального, так и международного уровня.
— ОЦАД тесно сотрудничает с рядом российских и зарубежных вузов. Насколько вовлечена кафедра в данную работу и с какими конкретно учебными заведениями она сотрудничает?
— По мере сил мы стараемся развивать взаимодействие Общецерковной аспирантуры и докторантуры со светскими высшими учебными заведениями, специализирующимися в области дипломатии. Это необходимо кафедре, поскольку одна из целей ее деятельности заключается в подготовке кадров, компетентных не только в сфере внешней деятельности Церкви, но и в международных отношениях. Именно по этой причине кафедра выступила с инициативой подготовки соглашения о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и докторантуры с Московским государственным институтом международных отношений (университетом) Министерства иностранных дел России. Его подписание состоялось 23 октября 2013 года, в ходе посещения митрополитом Иларионом этого ведущего дипломатического вуза страны и встречи с ректором академиком А.В. Торкуновым, преподавателями и студентами вуза.
Данное соглашение призвано укрепить отношения и академические контакты двух учебных заведений в образовательных, научных, издательских проектах, а также в сфере практической дипломатии. Мы также надеемся, что достигнутые договоренности помогут нам привлекать к научной и преподавательской работе на кафедре ведущих специалистов МГИМО.
Нужно отметить, что в рамках соглашения 12 декабря прошлого года в МГИМО по благословению митрополита Илариона был проведен научно-практический семинар, посвященный теме «Ситуация в Сирии и ее последствия для христианства в регионе». На нем были обсуждены вопросы, связанные с положением христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Прозвучали прогнозы развития ситуации в регионе в ближайшей перспективе. Сейчас ведется подготовка ко второму заседанию, которое состоится в Отделе внешних церковных связей и будет посвящено современным отношениям между Русской Православной и Римско-Католической Церквями.
— Учащиеся кафедры прослушивают не только дисциплины, связанные с христианской и в целом религиозной тематикой, но и такие светские учебные предметы, как, например, история и теория дипломатии, политология. Чем это обусловлено?
— Как я уже говорил ранее, учащиеся кафедры в ходе обучения должны приобрести компетенции не только в области внешней церковной деятельности, но и в сфере международных отношений и светской дипломатии. Так, история и теория дипломатии помогает студентам освоить средства, методы и принципы ведения переговоров, дипломатический этикет, ориентироваться в дипломатической среде. В рамках учебной дисциплины также изучается структура внешнеполитического ведомства России, дипломатических учреждений других стран. Отдельное внимание уделяется личным и профессиональным качествам дипломата. Все эти знания необходимы не только будущему светскому дипломату, но и церковному.
В целях большей осведомленности учащихся кафедры в современных международных политических процессах было принято решение о разработке специального модуля «Проблематика современной политологии». Уже второй год в его рамках преподаются такие учебные дисциплины, как «Современная политология и методы политических исследований», «Проблематика современной мировой политики» и «Современные международные и региональные конфликты». Перед нами стоит задача не столько снабдить магистрантов кафедры некоторым объемом информации из области политологии, сколько научить их самостоятельному анализу мировых политических процессов и ситуаций, а также региональных и глобальных проблем.
Подготовка церковных дипломатов невозможна и без осмысления современных межцивилизационных процессов. Наш мир быстро меняется. Разные народы со своей историей, культурой и религией вступают в контакты друг с другом. Иногда развивается диалог и сотрудничество, а иногда речь идет об отвержении, утверждении превосходства одной цивилизации над другой. Последнее угрожает стабильности глобального мира, возникновению очагов напряжения и даже вооруженных конфликтов. Для того чтобы научить наших студентов ориентироваться в культурной и цивилизационной проблематике, на кафедре читается спецкурс «Россия в современном мире: цивилизационное измерение», который ведет доктор юридических наук, профессор А.С. Кожемяков.
— Вы упомянули термин «церковный дипломат». Не отвлечет ли изучение дипломатических приемов, нюансов и тонкостей от усвоения каких-то базовых христианских ценностей и принципов?
— Я сторонник терминов «церковный дипломат» и «церковная дипломатия». В науке существует огромное количество дефиниций слова «дипломатия», и только одна из трактовок связана с негативным отношением к дипломатии как к некоему искусству лжи и обмана для достижения поставленных целей. Большая часть трактовок характеризуют дипломатическое служение как миссию, нацеленную на защиту законных интересов и справедливого мироустройства.
Церковная дипломатия — это свидетельство окружающему миру о правде Божией, справедливости, нравственном законе, который опирается на Священное Писание и Предание Церкви. Сила слова церковного дипломата не в витиеватой речи, обмане или лицемерии, но в божественной простоте благовестия, заповеданного Христом Спасителем к распространению. Порой такого проповедника не слушают и могут освистать с высоких трибун. Однако мы помним слова Иисуса Христа: «раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20). Это помогает нам в миссии внешнего церковного служения.
Не думаю, что молодой человек, который избрал путь внешней миссии Церкви, потеряет что-то в вере, в жизненных ориентирах. Подлинный церковный дипломат — тот, кто, живя по вере, может донести эту веру до другого, например, до чиновника международной организации, государственного деятеля или политика. Суметь выразить актуальные вопросы жизни современного общества сквозь призму религиозной веры — это и есть церковная дипломатия. А тот, кто пытается действовать лицемерно или обманом, не является церковным дипломатом. Если он выбирает этот путь, значит, не понял, как должно свидетельствовать о Церкви Божией.
— Вы допускаете мысль, что на кафедру внешних церковных связей поступают в том числе и ради дальнейшей работы в ОВЦС?
— Думаю, что значительный процент обучающихся на кафедре не предполагают связать свою жизнь с ОВЦС. Работа в ОВЦС — особое служение, в котором никогда не было массовости. В Отделе остаются люди, которые воспринимают работу здесь как нечто близкое их духу и характеру. Порой из целого потока студентов таковых наберется 1-2 человека, но именно такие люди нам нужны. Бывает, что на работу в Отдел устраиваются случайные люди, но обычно они скоро уходят.
Лично я убежден, что если человек получит образование на нашей кафедре, а после займется иным церковным служением — станет приходским священником, миссионером или катехизатором, — у него все равно останется понимание важности внешней деятельности Русской Церкви. И это представление он сможет донести до других. А значит, мы трудились не зря.
— В завершение нашей беседы хотелось бы услышать от Вас, каким набором знаний должны обладать люди, желающие обучаться на кафедре внешних церковных связей. Какие рекомендации Вы можете им дать?
— Опыт принятия вступительных экзаменов на кафедру по специальности свидетельствует, что немногие абитуриенты хорошо ориентируются в области внешних связей Русской Церкви. Это обусловлено тем, что в духовных учебных заведениях Московского Патриархата отсутствует практика преподавания учебных дисциплин, посвященных различным аспектам внешней миссии Церкви. Так, к экзамену по богословию или церковной истории можно подготовиться на базе имеющихся знаний семинарского или академического уровня, а к экзамену по специальности нашей кафедры — нет. Поэтому абитуриентам приходится приступать к вступительным испытаниям, самостоятельно изучая информацию о внешней церковной деятельности.
Мы заинтересованы в том, чтобы на кафедру приходили молодые люди с хорошей богословской подготовкой, по возможности знакомые с правовыми и политологическими дисциплинами и владеющие иностранными языками. Как показывает тот же опыт, отдача от таких учащихся намного выше, равно как и ожидания от их способности принести пользу Церкви на поприще ее внешних связей.
Общецерковная аспирантура/Патриархия.ru