Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

М.М. Бернацкий: «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.

М.М. Бернацкий: 'Правило веры и образ кротости...': Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.
Версия для печати
18 августа 2005 г. 16:00

Настоящая рецензия представляет собой интернет-версию рецензии, опубликованной в журнале: Вестник ПСТГУ. I: Богословие и философия. Вып. 14. М., 2005.

Сборник «Правило веры и образ кротости...»представляет собой публикацию материалов, представленных на международной М.М. Бернацкий: 'Правило веры и образ кротости...': Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.конференции «Святитель Николай в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии», состоявшейся в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (ныне Гумунитарном Университете) в апреле 2003 года.

Сборник открывается новым текстом жития свт. Николая Мирликийского во второй редакции (первая редакция была опуликована в 2001 г. издательством «Скиния»: свт. Николай, архиеп. Мирликийский. Великий Чудотворец: Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001), составленным А. В. Бугаевским в соавторстве с архим. Владимиром (Зориным). Отметим, что публикуемое житие является далеко не первым опытом А. В. Бугаевского в агиографии и продолжает собой начатую достаточно давно работу по составлению житий с учетом всей совокупности доступных на данный момент исследователям древних рукописей и агиологических исследований как отечественных, так и зарубежных ученых, имеющую своей целью дать научно-обоснованный и исторически-достоверный материал о святых Православной Церкви. Укажем здесь на публикации житий святых великомученика Георгия и мученицы царицы Александры, святых преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии. Об основных методологических принципах и результатах работы над новым текстом жития один из авторов рассказывает в первой статье сборника, «Новый опыт составления жития святителя Николая» (раздел «Агиография»). Во-первых, обращение к рукописям и древнейшим агиографическим источникам дает возможность не только уточнить, но и дополнить житие святителя. Во-вторых, привлечение для анализа текста жития широкого круга исследовательского материала по различным отраслям научного знания позволяет исключить из него апокрифический материал.

В качестве важных результатов издания отметим удаление из жития свт. Николая сведений, относящихся к архиеп. Николаю Пинарскому, жившему на два века позже мирликийского святителя (факт смешения, который показал еще архим. Антонин (Капустин), признается Г. Анрихом, Дж. Чоффари и др. исследователями), а также включение в житие сведений из «Деяния о подати» и «Деяния о стратилатах», которое «оказалось утраченным или искаженным в тексте Метафрастова жития, а впоследствии и в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского». Заметим, что предполагаемое А. В. Бугаевским объяснение отсутствия «Деяния о подати» в составе жития свт. Николая, в частности в Метафрастовом житии: «Описываемый в нем [Деянии — Ред.] поступок свт. Николая содержал невыгодный для царской казны пример поведения архипастыря», представляется нам несколько натянутым. Все известные нам 4 рукописи двух редакций этого Деяния (Ambr. D 92, Ambr. C 92, Vat. Gr. 821, Par. Gr. 1556, как и Sin. gr. 522) имеют южноитальянское происхождение (причем достаточно позднее: см. наш обзор статьи диак. Михаила Желтова) и отражают, видимо, неконстантинопольскую традицию. Это Деяние просто могло быть недоступно Метафрасту, поскольку тексты, которыми он пользовался (житие архим. Михаила, список «смешанного жития»), его не содержали.

Литературные достоинства нового текста получили высокую оценку: «Автор решил также и весьма трудную литературную задачу, найдя стилистически превосходное сочетание житийного стиля и научности. Поэтому труд А. В. Бугаевского служит одновременно двум целям: являясь научным исследованием, он может быть использован в изданиях, подобных Православной Богословской Энциклопедии, а как произведение духовно-назидательное оно могло бы издаваться для широкого круга читателей и в будущем войти в новые Четьи-Минеи» (прот. Валентин Асмус).

Собственно материалы конференции включают в себя 25 статей, которые распределены по трем разделам: «Агиография», «Гимнография» и «Иконография». Среди статей, входящих в первый раздел, посвященный агиографии отметим публикацию и перевод А. Ю. Виноградовым неизданной южноиталянской редакции жития святителя Николая из рукописи Sin. Gr 522 (BHG 1351s), имеющей своеобразную композицию и представляющей по своей сути дополнение к житию, поскольку автор, лишь кратко касаясь эпизодов жизни святителя, присутствующих в древних житиях (архим. Михаила, Симеона Метафраста и др.), подробно пересказывает «Деяние о подати», а описание перенесения мощей в Бари занимает половину текста. Примечателен также опыт применения методов исторической литургики для датировки редакций «Деяния о подати». Диакон Михаил Желтов в своей статье «Литургические данные, содержащиеся в “Деянии о подати” свт. Николая Чудотворца: к вопросу о возможной датировке» приходит к выводу, что в основе обеих редакций упомянутого Деяния лежит некий Ur-текст, составленный, вероятно, в VIII–IX вв. и использовавшийся составителями первой и второй редакции независимо друг от друга. Несомненный интерес также представляет собой статья А. Ю. Виноградова и Д. В. Деопика «Чудо об Артемиде святителя Николая в свете археологии», в которой авторы на основании данных археологии анализируют реалистичность указания родины моряков (позднеантичный город в Северном и Восточном Приазовье) в этом тексте, единственном для периода сер. I – кон. V в. по Р. Х. литературном источнике по истории Танаиса.

В разделе «Гимнография» отметим публикацию В. В. Василиком текста службы свт. Николая по Минее РНБ. греч. 89, содержащей ряд не публиковавшихся ранее седальнов и стихир, а также неизвестный канон святителя, которые автор подвергает детальному анализу с целью их датировки. По предположению В. В. Василика, автором канона является Иосиф Песнописец, что и пытается доказать автор на основе лексического, метрического и структурного анализов, сопоставляя каноны Октоиха, приписываемые Иосифу, и издаваемый канон, получая terminus ante quem — 883 г., предполагаемый год смерти Иосифа Песнописца. В целом аргументация Василика не выглядит убедительной и, понимая это, автор ссылается на «несовершенство методов, применяемых в изучении византийской гимнографии». В частности, отсутствие в каноне каких-либо следов житийной традиции Николая Сионского служит для него дополнительным доказательством создания канона до нач. X в., но ведь автор канона, живи он немного позднее нач. X в. мог пользоваться и более древними, не содержащими смешения, текстами житийной традиции свт. Николая.

В разделе «Иконография» прежде всего обращает на себя вниманее статья И. Н. Шалиной «Образ святителя Николая в литургической, погребальной и иконографической традиции», в которой автор рассмотрела символику образа свт. Николая в взаимосвязанных — литургическом, экклесиологическом, эсхатологическом и поминальном — контекстах. Именно такой поход, по мнению автора, позволяет приблизиться к пониманию причин столь широкого почитания святителя на Руси. Отправной точкой своих исследований И. Н. Шалиной берет иконографию Николая, как отражающую в себе вышеуказанные контексты и несущую информацию о почитании святого, которая может отсутствует в письменных источниках.

Отметим также важные статьи Т. Н. Нечаевой «Иконография Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца в русской иконописи XVI в.», Е. И. Серебряковой «Цикл миниатюр Лицевого летописного свода о принесении в Москву чудотворной иконы святителя Николы Великорецкого» и А. Л. Паниной «Икона в миниатюрах “Жития Николая Чудотворца” XVI в.», посвященные анализу русской иконографии свт. Николая.

В целом, материалы сборника — в том числе, и не отмеченные здесь нами специально, — несомненно, облаюдают высоким научным уровнем; выразим надежду, что конференции подобного уровня будут проводится регулярно, и последние результаты исследований ведущих отечественных и зарубежных николаеведов станут доступны широкому кругу читателей, а не только узкому кругу специалистов.

Михаил Бернацкий

Материалы по теме

В Издательстве Московской Патриархии вышел «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными Литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах»

В Элисте представили перевод жития благоверного князя Александра Невского на калмыцкий язык

В Элисте представили перевод жития равноапостольных Мефодия и Кирилла на калмыцкий язык

В Элисте представлен современный калмыцкий перевод жития равноапостольного князя Владимира

В Издательском Совете прошло очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

Великому Четвергу воспеваю великую песнь [Статья]

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

На базе Московской духовной академии началась стажировка по иконописному образованию

Открывается небо и жизнь вечная. Иконография праздника Успения Богородицы [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл посетил Музей современной иконы в Валаамском монастыре

Святейший Патриарх Кирилл посетил Музей современной иконы в Валаамском монастыре

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие рецензии

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Лескин Димитрий, протоиерей. Метафизика слова и имени в русской религиозной философии. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. — 576 с.

Е. Клевцова: «Русская Православная Церковь. ХХ век»/под ред. архим. Тихона (Шевкунова). М.: изд-во Сретенского монастыря. 2008.

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Мар Исхак с горы Матут (Преподобный Исаак Сирин), VII в. Воспламенение ума в духовной пустыне / Пер. с сир. А.В. Муравьева. — М., 2008.

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Протоиерей Александр Шаргунов. Двунадесятые праздники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 632 стр.

Прот. В. Асмус: Архиепископ Андроник (Никольский). Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве — в связи с вопросом об искуплении. — М.; Фрязино, 2008.

А.Г. Дунаев: Прп. Максим Исповедник. Письма / В пер. Егора Начинкина. — СПб.: Изд. СПбГУ; Русская Христианская гуманитарная академия, 2007.— 285 с. (Византийская философия. Т. 2; Smaragdos Philocalias).

А.Ю. Виноградов: Дворник Франтишек. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее / Пер. с англ. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2007. (Via Sacra; I).

А. Г. Дунаев: Богословские труды. — М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. — Вып. 41.

Освящение храма. Сборник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 413 с.

А. А. Ткаченко: Dunn J. D. G. Jesus Remembered. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2003. (Christianity in the Making; 1).