Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений.
***
Сегодня, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, одним из важнейших и сложнейших вопросов религиозного и духовного образования является вопрос интеграции духовного и религиозного образования в единое образовательное пространство России. Проблема интеграции чрезвычайно актуальна для Русской Православной Церкви, ибо Православие — религия культурообразующая, и в России именно Церковь традиционно была силой, объединяющей различные народы и культуры в единое духовное пространство.
Мы говорим именно об «интеграции» православного духовного образования и образования государственного чтобы подчеркнуть, что речь идет не о нивелировании очевидных различий двух систем, не о преобразовании одной системы по образцу другой, но о сложном процессе, который требует анализа всего многообразия сложившихся в России на сегодняшний день образовательных практик и дифференцированного подхода в решении каждой ситуации на основе единой системы принципов. Интеграция осуществляется там, где принимаются во внимания различия. Где различия игнорируются — там происходит не интеграция, а унификация.
Итак, в этой проблеме можно выделить несколько принципиальных моментов:
- Первый — лицензирование и аккредитация учебных заведений Русской Православной Церкви — православных духовных академий, семинарий, училищ;
- Второй — ведение в государственных школах предмета «Православная культура» в составе нового комплексного предмета «религиозная культура и этика»;
- Третий — государственная поддержка дополнительного образования, осуществляемого кадрами Русской Православной Церкви и на православной мировоззренческой основе (в форме лицензирования, финансирования, как дополнительного образования детей, так и постдипломного дополнительного образования, в частности, педагогического).
Для того, чтобы обсуждать поставленные проблемы следует, прежде всего, напомнить, что в правовом поле интеграция образовательного пространства России задается следующими принципами государственной политики, продекларированными в статье 2-й закона Российской Федерации «Об образовании». Это:
- «Единство федерального культурного и образовательного пространства»;
- «Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников»;
- «Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
Я думаю, всем присутствующим хорошо известно, что процесс интеграции является делом чрезвычайно трудным. Нам приходится сталкиваться со множеством проблем — недостаточной разработанностью методологии, многообразием подходов, отставанием в создании современной научно-методической базы, — однако все эти проблемы разрешимы, они стимулируют творческую активность участвующих сторон, и за прошедшие годы сделано уже немало.
Пожалуй, одной из сложнейших проблем остается инерция богоборческого прошлого. Многие нынешние критики деятельности Церкви по-прежнему не могут допустить и мысли о том, чтобы Церковь заняла достойное место в обществе. В их представлении Церковь — это, прежде всего, клирики и священноначалие, Церковь — рудимент средневековья, ей не место в современном образовательном пространстве. Отсюда — стремление нейтрализовать Церковь, не допустить расширение ее взаимодействия с обществом и государством.
Это деструктивная позиция. Она прямо противоречит основоположениям Конституции, Национальной доктрины образования, полагающих во главу угла устойчивость ценностных доминант цивилизационного развития России, поддержание исторической преемственности поколений средствами образования и культуры. Она противоречит и сложившемуся общественному консенсусу. Церковь — это люди, и потому невозможно отделить Церковь от общества, состоящего, в значительной степени, из членов Церкви.
Светскость образования порой понимается как то, что государственное образование должно носить атеистический, или, по крайней мере, подчеркнуто нерелигиозный характер. Между тем, по буквальному своему смыслу слово «светское» означает именно «не клерикальное». Действительно, подготовкой священнослужителей занимается церковная система духовного образования, но право получить богословское образование имеет любой гражданин Российской Федерации.
Сегодня проблемы православного образования стали общезначимыми и актуальными как никогда прежде. Ныне мы можем говорить о достижении общественного консенсуса в понимании того, что Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны.
Общественная жизнь России на протяжении многих веков имела отличительную особенность. Государственная власть и Православная Церковь совместно ревностно заботились о просвещении народа и его духовном совершенствовании. Государство активно использовало содержащиеся в сокровищнице Священного Предания Церкви высочайшие духовно-нравственные истины, их зримые образцы в лице святых Православной Церкви, совершавших духовный подвиг, часто сопряженный с борьбой за государственные и национальные интересы России. Несмотря на сословную дифференциацию, в традициях российского образования отчетливо прослеживаются интегративные процессы, поддерживающие тесное взаимодействие образовательных учреждений духовных и светских. Достаточно сказать, что XIX веке выпускники духовных училищ и семинарий составляли значительную часть студентов российских университетов.
В царской России существовало единое образовательное пространство, все его составляющие были тесно взаимосвязаны, служили общенациональным интересам и имели соответствующее правовое, экономическое и содержательное государственное регулирование.
В советское время духовное образование было сначала практически запрещено, а затем «допущено», но в замкнутой сфере. Единое образовательное пространство советской страны формировалось так, как если бы духовного образования не существовало вовсе.
Сегодня правовые реалии России допускают присутствие православного духовного образования в открытом образовательном пространстве, нет никаких правовых оснований замыкать его в тех или иных узких границах. Однако методология научно-педагогической мысли на сегодняшний день все еще в значительной мере подвержена инерции тоталитарных идей прошлого, она испытывает определенный дефицит подходов, категорий, идей, которые позволили бы решить вопрос интеграции образовательного пространства России, об интегральной мировоззренческой основе воспитания, в подлинном виде реализующей принцип исторической преемственности в образовании и культуре.
Реализация двух из трех указанных выше направлений интеграции, а именно, государственная аттестация духовных образовательных учреждений и ведение в школах предмета православной направленности — это важные задачи, стратегические ориентиры развития. Однако сложность идущих процессов, споры, сомнения вокруг них — симптом взаимной недостаточной готовности двух частей образовательной системы России к встрече, к интеграции. Сегодня важно осознать стратегический характер этой задачи и не спешить «закрывать» ее путем осуществления простых административных решений. Такие решения чаще всего бывают «простыми» лишь на первый взгляд — в будущем они могут породить множество отрицательных последствий.
Недостаточно просто согласовать учебные планы семинарий и академий с формальными требованиями государственных образовательных стандартов. Необходимо использовать процесс аккредитации для решения проблем развития содержания богословского образования в соответствии с задачами богословской миссии в современном мире.
Очевидный плюс государственной аккредитации духовных образовательных учреждений — появление в российском научно-образовательном пространстве нового кадрового потенциала — дипломированных специалистов в области православного богословия. Объективно такие специалисты нужны и российскому образованию и российским социальным и гуманитарным наукам. Но не следует думать, что богословие необходимо лишь гуманитариям. Сегодня, на фоне колоссальных успехов естествознания, необходимо богословское осмысление того, что было обнаружено в результате исследования мира при помощи естественных наук. Следует напомнить, что новоевропейская же наука возникла как своего рода «новое богословие», богословие Книги природы, противостоящее традиционному богословию — богословию Откровения. Если прежде богословие основывалось на авторитете отцов и приверженности преданию, то наука обратила свой взор к Книге мира, к тому авторитетнейшему Тексту, который создан Самим Творцом. Создатели новоевропейской науки верили в то, что постигая закономерности мироздания, человек сможет приобщиться мудрости, способной позволить ему достичь почти божественного могущества и преодолеть последствие грехопадения — необходимость со скорбью питаться от земли и в поте лица есть хлеб свой (Быт. 3:17-19). И действительно, сегодня именно наука стала той главной силой, посредством которой человек объясняет и изменяет окружающий его мир. Более того, в современной системе образования стиль и форму обучения определяет уже не теологическое и юридическое образование, как в эпоху средневековья, а математически-естественнонаучное. Именно математика и физика стали основными и образцовыми предметами новоевропейского образования; до этого такую роль играли юриспруденция и теология. И потому сегодня необходимо богословское осмысление результатов, полученных естественными науками. Поскольку же новоевропейская наука возникла как новое, естественное богословие, богословие Книги природы, то ее результаты должны интерпретироваться именно в богословском же контексте.
Сегодня, очевидно, обнаружилась ложность стереотипа, утверждающего, что религия — удел невежественных масс. Возрастание потенциала религии как мощного цивилизационного фактора сегодня очевидно любому непредвзятому аналитику. Но чтобы этот потенциал был реализован, необходим рост образовательного уровня верующих людей. Необходима направленная работа по преодолению исторически сложившейся пропасти между богословским и светским образованием. Необходимо приложить усилия к тому, чтобы развенчать окончательно стереотип о том, что богословие — это только повторение раз и навсегда установленных формул. Важно, чтобы светская система образования осознала, что богословие — это особая методология, востребованная для решения задач цивилизационного развития всего человечества.
Для того, чтобы это произошло, необходимо совершенствовать саму систему богословского образования. Воспитанники богословских школ должны быть, с одной стороны, глубоко погружены в церковную традицию, с другой — их необходимо знакомить с передовыми достижениями гуманитарных и естественных наук, они должны быть вооружены всей мощью современных научных исследовательских методов.
Одним из достижений современного мира считается свобода личности. Однако в настоящее время свобода чаще всего понимается просто как возможность выбора между различными альтернативами. Между тем, с точки зрения христианской традиции необходимость выбора между добром и злом, обусловлена именно несвободой человека, его порабощенностью грехом, поскольку грех есть ошибка в выборе цели и в определении путей ее достижения. Человек, свободный от греха не будет колебаться в выборе альтернативы. Подлинная свобода состоит в возможности реализовывать свою сущность, не будучи связанным чем-либо внешним. Сущность человека — в его богоподобии, а потому человеческая свобода состоит в реализации своего богоподобия. И эта свобода может быть реализована только в том случае, если каждый человек будет иметь возможность получить хотя бы начальное богословское образование.
Свобода личности тесно сопряжена с ответственностью. Сегодня важно воспитывать ответственное отношение учащихся к процессу обучения, развивать сферу самостоятельной работы учащихся. Порой у студентов духовных учебных заведений формируется искаженное представление о том, все проблемы решены, на все вопросы даны ответы. Только работа с первоисточниками — со Священным Писанием, с текстами святых отцов, причем желательно на языке оригинала, позволяет учащимся богословских школ заново пережить саму атмосферу богословских открытий, совершенных Святыми Отцами, освоить метод как путь истины.
Важно, чтобы учащиеся научились не только задавать вопросы в поле богословского знания, но и научились сверять результаты своих собственных изысканий с соборным разумом Церкви. Только так богословски образованные специалисты смогут понимать те вопрошания, которые возникают у их протагонистов, получивших образование в контексте светской модели критического, вопрошающего мышления.
Сегодня азбучным требованием светской системы образования является владение иностранными языками. Это достигается пока с трудом. Российская общеобразовательная школа пока не создала удовлетворительной базы для ее решения в высшем звене. Но в высшем звене важно само принятие этого требования. Важно осознание его неизбежности. Задача максимум состоит в том, чтобы выпускник духовной академии знал четыре иностранных языка — два древних и два новых. Это очень высокая планка на сегодняшний день. Но важно принять ее как стратегический ориентир.
Другое формальное требование ГОС — повышение практической ориентации академических знаний — также важно для решения содержательных задач развития богословских школ. Сегодня наши выпускники явно недостаточно готовы к широкой миссии в мире, в педагогической работе, к проектированию и осуществлению социальных инициатив. Осуществление православной миссии в современном мире требует людей, которые были бы грамотны и в области православного богословия, и в сфере социально-гуманитарного знания.
Это особая задача, и без богословских школ ее едва ли можно будет решить. Задача эта носит стратегический характер. Ее нельзя решить одномоментно, используя только существующий кадровый и научно-методологический потенциал духовных школ. Необходимо развивать образовательную инфраструктуру православной миссии. В духовных школах России есть большой опыт в этом направлении. Здесь две главные линии: первая: получение базового богословского и дополнительного светского образования, преимущественно в области социально-гуманитарного знания; вторая — получение дополнительного богословского образования на базе имеющегося светского.
Так, в ряде семинарий учащиеся имеют возможность получить два образования — богословское и светское. Программы хорошо согласованы, учащиеся работают, пусть с большой нагрузкой, но вполне справляются с освоением двух образовательных маршрутов. Существует опыт высших богословских курсов, на которых обучаются специалисты с высшим светским образованием. Они получают дополнительное богословское образование.
Пока эти опыты носят фрагментарный характер. Однако в данном направлении могла бы быть сформирована системная программа — развитие факультетов дополнительного образования на базе духовных семинарий и академий. Эта стратегия, во-первых, отвечает мировым современным тенденциям развития непрерывного образования. Повсюду в мире реализуется переход к моделям непрерывного образования, «образования на протяжении всей жизни».
Такого рода система очень своевременна в современной России. Подобная программа в отношении исламского теологического образования имеет статус государственной. В рамках этой программы — семь теологических исламских университетов имеют договорные связи с государственными университетами (в регионах с большим процентом исламского населения). В рамках договоров специалисты получают одновременно образование и по программам исламских теологических образовательных институтов и по программам социально-гуманитарных факультетов светских университетов.
Представляется, что в такой модели можно было бы оптимально решить проблему подготовки компетентных педагогических кадров для преподавания предмета «Основы православной культуры» в составе нового школьного комплексного предмета «Религиозная культура и этика», эксперимент по преподаванию которого начинается с апреля этого года. Успех эксперимента, это, очевидно, связан с целым рядом факторов. Это и достижение общественного консенсуса, и обеспечение реального выбора семье, и подготовка хороших учебных пособий. Но, наверное, в первую очередь, подготовка педагогических кадров. Важно осознать, что это беспрецедентная задача, отвечающая всем критериям инновационной практики. Задача стратегическая. И важно, чтобы и решение ее достигалось за счет стратегически выверенных решений. Представляется, что развитие инфраструктуры взаимодействия духовной и светской системы образования — это именно такая стратегия, способная обеспечить подготовку компетентных педагогических кадров для преподавания предмета «Основы православной культуры» в составе нового школьного комплексного предмета «Религиозная культура и светская этика».
В завершение своего выступления хочу выразить надежду, что в результате интеграции духовного и религиозного образования в единое образовательное пространство России наша Родина, приобщившись глубинной традиции Православия обретет новые силы, способные помочь ей разрешить те задачи, которые встанут перед страной в новом тысячелетии, а Русская Православная Церковь, искони объединявшая различные народы и культуры в единое духовное пространство, сможет продолжать нести православное свидетельство современному миру.
Сайт СПбДА/Патриархия.ru