На архиерейском Соборе, прошедшем на прошлой неделе в Москве, обсуждались темы в высшей степени актуальные для западного общества. Во-первых, Собор стал первым совместным Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, а, следовательно, значимым не только для России, но и для Запада событием. Во-вторых, утвержденная на Соборе православная интерпретация прав человека «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» имеет особое значение для периода продолжающегося широкого обсуждения прав и свобод, как в Европе, в связи с обсуждением Европейской конституции, так и в США, где расхождение между пониманием прав и свобод сильно разнится между штатами.
Смелый и инновационный документ предлагает радикальные для современных европейцев категории и способы осмысления ценностей. Общественный интерес к этим проблемам был очевиден, в частности, во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Париж, когда Предстоятель выступил по данной теме в ПАСЕ.
Однако мониторинг СМИ свидетельствует о том, что вопросы существования Русской Православной Церкви как в России, так и в мире мировые СМИ либо не интересуют и воспринимаются как малозначимые события локального масштаба, либо положительное информирование о русском православии идет вразрез с редакционной политикой. А поскольку истинная причина нам неизвестна, обратимся к текстам.
В англоязычном новостном секторе доминировали новости агентств РИА «Новости» и «Интерфакс», переводимые с русского. Мировые информационные агентства эти новости не перепечатывали и не ссылались в новостных сообщениях.
Всего Собору посвящено пять материалов аналитико-новостного характера: статья в “Russia Today”, 2 материала агентства “Associated Press”, “Reuters” и, что удивительно, сообщение в небольшом катарском издании, не заслуживающем особого внимания.
Все материалы были посвящены извержению из сана епископа Чукотского Диомида, виной ли тому повышенный интерес к теме российских СМИ или сам факт такого события — неясно. Однако интерпретация поведения епископа Диомида разительно отличается в разных изданиях. Казалось бы, епископ, призывающий отказаться от ИНН, паспортов и демократии, должен быть жесточайшим образом раскритикован в демократических СМИ.
Это нелепое для западного сознания поведение точно отражает сообщение телеканала “Russia Today”, «Епископ: иметь мобильный телефон — грех. И платить налоги тоже!» — «Призыв епископа к Русской Православной Церкви отказаться от контакта с другими религиями и прекратить миссионерскую деятельность не только противоречит церковным устоям, но также и российской конституции и может быть интерпретирована как попытка разжигания религиозной нетолерантности и вражды», — справедливо замечает автор статьи.
«Некоторое полагают, что извержение Диомида из сана может привести к первому расколу в постсоветской истории Церкви, однако Московский Патриархат убежден, что восставший епископ сможет увлечь за собой лишь немногочисленных маргиналов», — подчеркивается в материале.
Совсем по-другому развивается подача материала в агентстве "Associted press", материалы которого были опубликованы, в частности, в "International Herald Tribune". Здесь умалчивается о протесте епископа Диомида против способов уплаты налогов, мобильных телефонов и демократии, зато призыв прекратить контакты с государством превращается, в интерпретации авторов, в призыв отказаться от сотрудничества с Кремлем.
Для западных СМИ понятия Кремль, Церковь и КГБ нередко являются синонимичными, а «сотрудничество с Кремлем» может восприниматься как исключительно негативный процесс (современное правительство России представляется на Западе как управление силами несуществующего КГБ), следовательно, призывы епископа, поданные таким образом, могут только приветствоваться западным читателем.
Далее в статье подчеркивается, что Диомид призывал Церковь не поддерживать государство в его «античеловеческой» политике, а также отказаться от удостоверений личности и прекратить миссию среди молодежи. Однако сразу за этим напоминается о том, что Церковь в России отделена от государства, а ее активное влияние на жизнь народа затрагивает и беспокоит представителей малочисленных конфессий. Пафос статьи понятен: как и изверженный из сана епископ, западные авторы считают, что оптимальный путь для Церкви — изоляция в замкнутом гетто, которая полностью снимет риск успешного миссионерства и оздоровления общества.
Подобная информация, расширенная комментариями протоиерея Всеволода Чаплина и племянника епископа Диомида А. Нестерова, приводится и во втором материале агентства.
Агентство «Рейтер» опубликовало статью «Церковь говорит епископу: кайся или уходи», содержание которой близко к сообщениям “Associated press”. В ней также рассказывается о выступениях епископа Диомида, и о решении Собора, хотя и отчетливее прорисовывается критика Церкви за поддержание контактов с государством: «Патриарх Алексий не критикует политику Кремля публично и ранее он приглашал экс-Президента Владимира Путина в алтарь во время богослужений». Характерно, что участие Церкви в делах общества провоцирует высказывания об отделении Церкви от государства, а невмешательство в политику — заявления о сговоре с Кремлем.
Испанские СМИ не уделили Собору ни строчки, единственным испаноязычным текстом была новость агентства РИА «Новости», из франкоязычного сектора СМИ о Соборе написали два католических издания “La Croix” и “Journal Chretien”. Примечательно, что о ситуации с епископом Диомидом речь не идет ни в одной публикации.
Материалы французской католической печати особенно показательно смотрятся на фоне тиражируемого в российских СМИ высказывания епископа Диомида о чрезмерных контактов с инославными: католическая печать считает существующий диалог недостаточным и в силу этого не максимально конструктивным.
Первый материал “La Croix” «Алексий Второй продолжает выступать против прозелитизма в бывшем СССР» приводит слова из речи Патриарха на открытии Архиерейского Собора, цитируя тезис о непреодоленных на данный момент проблемах, возникающих в результате прозелитической деятельности католической Церкви на территории СНГ.
Автор статьи называет взаимоотношения Православной и католической Церквей напряженными в течение долгого времени; причины автор видит в обвинениях Ватикана в прозелитической деятельности и создание католических епархий на территории России. Примечательно, что в данной интерпретации осложнения возникают не из-за проповеди католицизма, а из-за обвинений Московского Патриархата. Однако в последнее время, по наблюдению журналиста, во взаимоотношениях Церквей наблюдается оттепель, и автор не исключает возможности встречи Патриарха и Папы.
Второй материал издания посвящен торжественной передаче кремлевских святынь Церкви и преимущественно состоит из цитат из речи Президента России Д.А. Медведева.
Издание “Journal Chretien” содержит упоминание о Соборе длиной в один абзац, в котором говорится об обеспокоенности Патриарха Алексия тем, что представителей мусульманского сообщества, со стороны которых иногда раздаются призывы ограничить возможность православных христиан влиять на общественные процессы, получать знания о своей религиозной традиции в государственной школе.
Подводя итог сказанному, приходится констатировать насущную необходимость не только более обширного информирования зарубежных СМИ о деятельности Русской Православной Церкви, но и поиска путей повышения интереса западного общества к обсуждаемым вопросам.
Анна Данилова, кандидат филологических наук, главный редактор портала «Православие и мир»