Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Н. Е. Гайдуков: Церковные древности. Сборник материалов III Международной конференции «Церковная археология: литургическое устройство храмов и вопросы истории христианского богослужения». Симферополь, 2005.

Н. Е. Гайдуков: Церковные древности. Сборник материалов III Международной конференции 'Церковная археология: литургическое устройство храмов и вопросы истории христианского богослужения'. Симферополь, 2005.
Версия для печати
13 ноября 2005 г. 17:42

Сборник представляет собой публикацию материалов III Международной конференции по церковной археологии, состоявшейся в 2003 г., и выпущен к конференции «Церковная археология и археография», которая прошла в сентябре этого года в Севастополе.

Если на Украине в настоящее время наблюдается довольно стойкий интерес к проблемам церковных древностей, то в России за последние годы он заметно ослаб (и это при том, что впервые о церковной археологии заговорили именно в России: был выпущен учебник (Беляев Л.А. Чернецов А.В. Русские церковные древности. М., 1996), в 1995 году проведена конференция по церковной археологии в Пскове, до недавнего времени существовала секция «Церковные древности» на ежегодных Рождественских чтениях). Практически ни в одном из богословских высших учебных заведений не читается курс «Церковная археология», нет специальных секций, посвященных церковным древностям, на конференциях, заметно поубавилось и новой литературы на тему. Приятным исключением, пожалуй, остаются только Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет и Московская Духовная академия.

Тем не менее, приятно осознавать интерес наших украинских коллег к церковной археологии и церковным древностям. С другой стороны и интерес Русской Православной Церкви к своей истории и памятникам на Украине чрезвычайно высок. Это неоднократно отмечал в своих выступлениях митр. Симферопольский и Крымский Лазарь, который уже много лет участвует в работе конференций по церковной археологии. Таким образом, складывается уникальный опыт сотрудничества науки и Церкви. И пусть не всегда священнослужители и ученые могут понять и услышать друг друга, опыт подобного сотрудничества на Украине уже есть.

Сборник состоит из нескольких разделов. Раздел «Православие: люди и судьбы» начинается со статьи Ю. А. Бабинова (Севастополь) «Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в духовном наследии Крыма»; в ней обсуждаются многие аспекты пастырской деятельности святителя, в том числе связанные с возрождением древнехристианских обителей Крыма, что с нашей точки зрения имеет первостепенную важность. Фиксация перестроек, которые проводились в XIX в. без надлежащей документации, сохранилась только в архиве святителя, а эти материалы чрезвычайно важны для исследователя древнехристианских святынь Крыма. Также представляет интерес статья Е. П. Кабанца (Киев) «Антиминс патриарха Феофана из коллекции Национального Киево-Печерского заповедника», она посвящена судьбе уникального антиминса XVII в., обнаруженного в ходе раскопок 1978 г. в тайнике в ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

В разделе «Мир реликвий» нам хотелось бы выделить несколько работ. В статье Г. Ю. Ивакина и С. А. Балакина (Киев) «Погребения в шиферных саркофагах Успенского собора Киево-Печерской Лавры» отражены результаты раскопок, проводившихся при «реставрации» (скорее уместно было бы говорить здесь о воссоздании) Успенского собора Лавры. В статье Е. И. Архиповой «Византийские стеатитовые иконки в Киевской Руси» описаны три новые византийские стеатитовые иконки: Двунадесятые праздники, Положение Христа во Гробе, св. Василий Великий, найденные в последние годы при археологических раскопках в Киеве. Приятно, что данные находки не «висят в воздухе», а приводятся в топографическом, археологическом и искусствоведческом контексте, что сразу же позволяет ввести памятники в научный оборот. К статье прилагается краткий терминологический словарь, что очень ценно для такой молодой науки как церковная археология, в которой еще продолжает оставаться актуальной терминологическая проблема. Статья И. Г. Волконской (Москва) «Эски-Керменские фрески. Новые исследования» освещает новый шаг в изучении фресковой росписи пещерных храмов Крыма. Прошло уже почти 30 лет с тех пор, как к этой проблеме обращались в специальных работах. В качестве иллюстраций автор статьи приводит новые прориси, сделанные с фресок. Учитывая современное состояние памятников, когда росписи пещерных храмов разрушаются прямо на наших глазах, подобные работы представляются чрезвычайно важными. Отметим также, что впервые фрески пещерных церквей Крыма были исследованы физико-химическими методами, что тоже нашло отражение в работе. Статья раздела Н. П. Туровой (Ялта) «Храм в пещере Иограф в Крыму» вводит в научный оборот уникальный памятник — византийский храм, сооруженный внутри естественной пещеры.

Следующий раздел «Созвездие христианских культур» включает несколько представляющих интерес статей. Прежде всего, это статья Т. А. Бобровского (Киев) «Ранневизантийские скальные монастыри: Таврида, Добруджа, Родопи». Как следует из названия, автор пытается связать пещерные монастыри Крыма с аналогичными памятниками Причерноморья, и хотя доводы автора не всегда выглядят достаточно убедительно, сама попытка подобного рода сравнений представляется весьма продуктивной. Статья A. Stanica (Tulcea) «Monuments chrétiens et la vie religieuse de Dobroudja aux X–XIV siècles» посвящена пещерным храмам Добруджи; здесь же находится рад схем и рисунков, которые позволяют составить представление о пещерных храмах Румынии. В статье «Интерьеры лаврских пещер и их генезис» Я. В. Литвиненко обращается к чрезвычайно важной проблеме — первоначальному устройству и росписи пещер Киево-Печерской Лавры; в настоящее время эта проблема требует более серьезного изучения, поскольку только полевые исследования могут поставить точку в споре о времени создания и первоначальных функциях пещер Киево-Печерской Лавры.

В заключение нам остается отметить высокий научный уровень публикаций и выразить надежду, что опыт украинских коллег послужит стимулом для возрождения интереса российской научной общественности к проблемам церковной археологии.

Никита  Гайдуков

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие рецензии

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Лескин Димитрий, протоиерей. Метафизика слова и имени в русской религиозной философии. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. — 576 с.

Е. Клевцова: «Русская Православная Церковь. ХХ век»/под ред. архим. Тихона (Шевкунова). М.: изд-во Сретенского монастыря. 2008.

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Мар Исхак с горы Матут (Преподобный Исаак Сирин), VII в. Воспламенение ума в духовной пустыне / Пер. с сир. А.В. Муравьева. — М., 2008.

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Протоиерей Александр Шаргунов. Двунадесятые праздники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 632 стр.

Прот. В. Асмус: Архиепископ Андроник (Никольский). Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве — в связи с вопросом об искуплении. — М.; Фрязино, 2008.

А.Г. Дунаев: Прп. Максим Исповедник. Письма / В пер. Егора Начинкина. — СПб.: Изд. СПбГУ; Русская Христианская гуманитарная академия, 2007.— 285 с. (Византийская философия. Т. 2; Smaragdos Philocalias).

А.Ю. Виноградов: Дворник Франтишек. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее / Пер. с англ. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2007. (Via Sacra; I).

А. Г. Дунаев: Богословские труды. — М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. — Вып. 41.

Освящение храма. Сборник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 413 с.

А. А. Ткаченко: Dunn J. D. G. Jesus Remembered. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2003. (Christianity in the Making; 1).