Год назад, 23 февраля 2020 года, на 76-м году жизни после непродолжительной болезни отошел ко Господу выдающийся ученый нашего времени, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексей Иванович Сидоров. В научном сообществе он известен как ведущий ученый патролог современной России, церковный историк, талантливый педагог и переводчик. Статья, посвященная А.И. Сидорову, опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 2, 2021, PDF-версия).
Алексей Иванович Сидоров родился 27 ноября 1944 года в поселке Салтыковка Московской области и прошел нелегкий путь становления в послевоенные годы. По его рассказам о детстве, во время стрельбы на улице он с любопытством выглянул из окна второго этажа барака, в котором жил, и увидел, как какой-то человек резко направил в его сторону дуло пистолета. И хотя выстрела не прозвучало, но на год или на два мальчик от испытанного страха онемел, а потом еще долго заикался.
После окончания средней школы в 1962 году Алексей работал на заводе токарем, затем служил в армии (1963-1966) в воздушно-десантных войсках. После армии работал сначала токарем, затем механиком и инженером (1966-1969).
В 1969 году А.И. Сидоров поступил на исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который закончил в 1975 году по кафедре истории Древнего мира и кафедре древних языков. По окончании университета он работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте русской истории Российской академии наук (РАН). Одновременно закончил заочную аспирантуру Института всеобщей истории РАН и в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры».
С середины 1980-х годов А.И. Сидоров под влиянием своей супруги Светланы Викторовны воцерковился, окормляясь у известных (ныне отошедших ко Господу) старцев-духовников — архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Венедикта (Пенькова) и Наума (Байбородина). По благословению этих старцев он, по его словам, обратился к изучению наследия святых отцов Церкви, которому и посвятил всю оставшуюся жизнь. Ученый глубоко погрузился в историю Древней Церкви. В 1988 году его пригласили преподавать церковную историю, а затем и патрологию в Московскую духовную семинарию и академию, которые он закончил экстерном в 1990 и 1991 годах соответственно, получив ученую степень кандидата богословия.
С 1993 по 2008 год А.И. Сидоров работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы.С 1994 по 2005 год преподавал также в Российском православном университете святого Иоанна Богослова и Православном Свято-Тихоновском богословском институте, а с 2008 года — в Сретенской духовной семинарии, читая там курсы патрологии и церковной истории.
В 1991 году ему было присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии, а в 1997 году он стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 году А.И. Сидоров защитил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках». Но решением Специализированного Ученого совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого совета утвердил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
За свою долгую научно-церковную деятельность А.И. Сидоров стал научным руководителем десятков кандидатских, магистерских и дипломных работ в духовных школах. Издал более 100 научных статей и рецензий. Особенно стоит отметить его труды по переводу и изданию творений святых отцов и церковных писателей, снабженных его предисловиями и комментариями. С участием Алексея Ивановича вышли три многотомных серии в издательствах «Мартис», «Паломник», «Сибирская Благозвонница».
В последние годы Алексей Иванович трудился над изданием серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе», в которой вышло уже девять объемных томов и готовится к изданию новые. За два месяца до его кончины вышел том этой серии, посвященный преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.
Важным свершением научной деятельности покойного профессора стало итоговое издание пяти томов его научных трудов в издательстве «Сибирская Благозвонница». Это «Святоотеческое наследие и церковные древности» (М.: Сибирская Благозвонница, 2011-2017). Добавим, что к изданию готовится еще два тома в этой серии.
В последние годы на кафедре богословия МДА А.И. Сидоров создал и возглавлял научную Школу патрологических исследований. В память о любимом учителе его ученики организуют вечера памяти и научные конференции, которые носят его имя, — «Сидоровские чтения». Он также стал одним из учредителей научно-богословского журнала «Диакрисис», первый номер которого вышел в ноябре 2020 года.
Для Алексея Ивановича Сидорова было неприемлемо всякое уклонение от Святого Православия — вероучительное или нравственное. У него всегда было благоговейное отношение к святым отцам. Он не раз говорил, что для понимания мысли конкретного святого отца, нужно думать о нем и молиться ему. Различного рода отклонения от православного церковного христианства и их носители вызывали с его стороны нелицеприятные характеристики, нередко натуралистичные и прямые. Далеко не все любили его за эту прямоту, но уважали очень многие. Так, в одном из своих интервью о святых отцах и их творениях Алексей Иванович, в частности, сказал, что видение святыми отцами существовавших в их время проблем «для нас насущны и важны, потому, что отцы постоянно устремлялись к святости и богоподобию, что является необходимым условием решения любых проблем. Тут главное — не обманывать себя, желая во что бы то ни стало жить не по духовному закону, а по закону наслаждения. Тогда и все проблемы будут вполне решаемы».
В изучении святоотеческих творений А.И. Сидоров активно привлекал материалы дореволюционной патрологической и богословской науки: он тем самым подчеркивал необходимость не только вероучительной, но и научно-академической преемственности.
Вечная память почившему рабу Божию Алексию! Будем хранить его светлый образ в наших сердцах, изучать его труды, молиться о нем и надеяться, что Господь вселит его душу в светлые обители, где он, став собеседником любимых, чтимых и изучаемых им в земной жизни святых отцов, откроет для себя тайны жизни небесной, над разгадкой которых он постоянно размышлял в своей земной жизни.
Павел Доброцветов,
доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии,
профессор Перервинской семинарии
***
Научные труды и монографии А. И. Сидорова:
1) Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1: Богословские и аскетические трактаты / Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1993 (переизд.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника / [Пер., вступ. ст., коммент. и прилож. А.И. Сидорова]. М.: Паломникъ, 2004);
2) Творения преподобного Максима Исповедника / Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. Т. 2: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I–LV / пер. и коммент. С.Л. Епифановича, А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1993;
3) Творения аввы Евагрия: Аскет. и богослов. трактаты / Пер. [с древнегреч.], вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова; [ред. Лега В.П., Троицкая Е.А.; Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького Рос. АН]. М.: Мартис, 1994;
4) Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: С прибавлением «О божественной любви» / Блаженный Феодорит Кирский; вступ. ст. и новый пер. А.И. Сидорова. М.: Паломник, 1996 (переизд: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: повествование о святых подвижниках христианского Востока / Блаженный Феодорит Кирский; пер., предисл. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2012);
5) Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церков. письменности: [учеб. пособие] / А.И. Сидоров. М.: Рус. огни, 1996;
6) Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997 (переизд.: Творения древних отцов-подвижников / Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. 2-е изд. М.: Сибирская Благозвонница, 2012);
7) Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А.И. Сидоров. М.: Правосл. паломник, 1998;
8) У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетики и монашеской письменности / Вступ. ст., пер. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Паломникъ [и др.], 2002;
9) Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М.: Паломникъ, 2003. При участии М.В. Никифорова;
10) Феолипт Филадельфийский, свт. Аскетические творения. Послания / Вступ. статья, пер. и коммент. А.И. Сидорова; при участии свящ. Александра Пржегорлинского. М.: Сибирская Благозвонница, 2018;
11) «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» под ред. А.И. Сидорова. 9 томов. М.: Сибирская Благозвонница, 2007-2020;
12) А.И. Сидоров. «Святоотеческое наследие и церковные древности», 5 томов. М.: Сибирская Благозвонница, 2011-2017;
13) А.И. Сидоров, П.К. Доброцветов, А.Р. Фокин. Патрология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода. Учебник бакалавра теологии. / Под общей редакцией А.И. Сидорова. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2019;
14) Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Научный редактор А.Р. Фокин. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. — 384 с.;
15) Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Научный редактор А.Р. Фокин. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. — 720 с.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru