Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово в Неделю Пятую Великого поста

Патриаршее слово в Неделю Пятую Великого поста
Версия для печати
5 апреля 2009 г. 13:17

В Неделю Пятую Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе. После чтения Евангелия Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В только что прослушанном отрывке Евангелия от Марка мы находим очень важное повествование: Господь, обращаясь к ученикам, сказал о том, что Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть. Это удивительное откровение, которое Учитель передал своим ученикам, но также удивительна и нелогична реакция учеников на это откровение. Двое ближайших учеников Спасителя — Иаков и Иоанн, братья Зеведеевы, обратились к нему с неожиданной просьбой: Господи, посади нас по правую и левую стороны от Тебя, когда Ты явишься во славе Твоей. В их словах не было сострадания к Учителю, не было переживаний и горя, а было желание использовать силу своего Учителя, чтобы обрести некое благо, возвыситься над другими людьми. Господь говорит им, что не имеет власти посадить их по правую и левую стороны от Себя. И завершается Евангельское повествование словами: тот, «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».

В человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. И чаще всего люди определяют степень своего развития, жизненной удачи по тому, какое положение в обществе они занимают. Поэтому стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, предрасположенной к развитию и совершенствованию. Иногда в жизни это стремление приобретает совершенно болезненное выражение. Про таких людей мы говорим — это честолюбивый, тщеславный человек, который все свои силы направляет только на то, чтобы стать выше других, сесть по правую или левую стороны, конечно не Господа, какого-нибудь начальника, сначала местного, затем и выше, а потом, может, и вообще занять его место. Удивительно, что Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его о высоком месте. Он не сказал им: почему вы думаете о себе, когда Я говорю вам о Своих страданиях? Он не сказал им, что их мысли неправильны и греховны, Он не оспаривает их желание, но Он дает ясное понимание того, чтó означает для человека положение выше, чем то, которое имеют окружающие. Господь ясно определяет основную ценность высокого положения человека — единственную ценность, которая существует в очах Божиих и которая связана с властью. Этой ценностью является способность служить другим.

Стремление к власти может быть греховным и буквально убийственным для человеческой души, если оно сопровождается непременным стремлением от власти получать личные блага — материальные, социальные, общественные, служить самому себе, поднимаясь по ступеням служебной лестницы. Всякое использование власти во имя личных интересов является грехом. Почему один человек должен господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям. Потому что богатство — это всегда власть, в том или ином размере. И богатство может быть во благо, и богатство может быть в осуждение и погибель. Если человек имеет средства, которые по своему объему превышают необходимые затраты на жизнь такого человека, то это означает, что ему вручается Богом особая ответственность за других. Добрые дела, благодеяния — это не прихоть богатого человека, а это требование к нему, если он желает, чтобы богатство не обернулось погибелью души. Точно также и для людей, обладающих политической властью — требование служить другим заключает в себе единственное правильное и Богом определенное понимание власти.

Почти все беды человеческой истории — скорби, болезни, войны, революции, общественные катаклизмы — порождались безудержным стремлением людей иметь власть. Для того, чтобы завладеть властью, многие шли на страшные преступления. Разве власть, принятая безнравственно и преступно, может обернуться служением для других? Никогда! Разве деньги, нажитые нечестным путем и направляемые на удовлетворение все возрастающих потребностей, могут принести счастье и благополучие? Никогда!

То, что мы говорим по отношению к власти и богатству, имеет непосредственное отношение и к власти церковной. В Церкви тем более всякая власть должна сопровождаться служением, и чем выше поднимается человек по ступеням церковной власти, тем более жертвенным и самозабвенным должно быть его служение. Только этим может оправдаться тот, кому Бог вручает власть над другими. Вот почему Спаситель, отвечая на странное вопрошение Иакова и Иоанна, говорит им: «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит». В противном случае это было бы нарушением Богом учрежденного порядка, разрушение которого приводит к уничтожению человеческой жизни. Мы знаем, что ни одна кровавая борьба за власть, ни одна революция не сопровождалась миром, покоем, радостью, благополучием, потому что те, кто устремлялся к власти, прежде всего думали не о служении, а о том, чтобы именно им принадлежала властная и вожделенная возможность повелевать другими людьми.

Мы говорим сейчас о высоких материях, о политической власти, о богатстве... Однако большинство тех, кто сейчас слушает меня, не имеют политической власти и богатства. Так что же, это слово евангелиста Марка не к нам обращается? К нам, потому что стремление властвовать над другими вообще присуще человеку.

Пресс-служба Московской Патриархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге