Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на XVIII Международных Рождественских чтениях.
***
«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу»
(Еф. 2:19)
Все мы позваны Богом стать «согражданами святым». Проходя свой жизненный путь, каждый собирает ту единственную сокровищницу на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют» (Мф. 6:20), — познание Истинного Бога, приобщение Его Святому Духу.
Наша земная жизнь с неизбежностью констатирует факт дифференциации всего человеческого сообщества по различного рода признакам, в первую очередь, культурно-религиозным. Культура есть порождение человеческого духа, система ценностей и предельных смыслов человеческого существования. Просвещенная светом Евангелия отечественная культура явилась и основным фактором становления нашей государственности.
Не одно десятилетие в массовом сознании наших соотечественников воспитывался нигилизм в отношении традиции. В отечественной науке теории государства и права господствовало марксистское учение, видевшее государство лишь как итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Современность выявляет те же тенденции — видеть идеал в раздельном бытии общества, его культурно-религиозных ценностей и государства, как административного аппарата. Этот разрыв, по моему мнению, губителен как для наших соотечественников, так и для России. Образно выражаясь, мы опять строим здание без фундамента, отвергая богатейший опыт нашего духовного наследия.
Многих очень удивляет несовершенство нашего человеческого мира, шагнувшего уже в XXI век. Искренне жаль, что большинству соотечественников не привит опыт осмысления духовных аксиом. Например, христианская антропология не питает иллюзий насчет здравости человеческой воли, горькая правда такова: после грехопадения первых людей «Добродетель неудобоприемлема для человеческой природы, но большая часть людей готова и способна принимать в себя худое» (свт. Григорий Богослов, слово 3). Опыт самопознания, накопленный святыми отцами, поистине неоценим. Он может быть успешно применен в самых различных областях психологии (общественной, семейной и т.д.). Знание своего внутреннего мира, подводных течений в глубине человеческой души поможет укрепить институт семьи, который буквально разрывается эгоизмом воспитанным нашей потребительской эпохой.
Конечно, в самых разных кругах мы можем услышать вполне лестные отзывы о творениях христианских подвижников, что это целый комплекс культурно-исторического наследия, содержащий нормы социального поведения, эталоны духовной жизни общества… Несмотря на это, укорененность в традиции рассматривается как регрессивный феномен. В наш век после многочисленных революций (политических, культурных, половых и т. п.) пафос новизны, необоснованные претензии на оригинальность все чаще являются декорациями дороги, уводящей от Бога, дороги порока и греха.
Вспоминая, быть может, свои первые шаги в Церкви или годы учебы в духовных школах, вспомним свои любимые святоотеческие книги. «Не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24:32), когда мы прикасались к этой чудной жемчужине Церкви. Не шли ли мы в пустыню с преподобным Макарием Великим, не жаждали Христа вместе с праведным Иоанном Кронштадтским, не восхотели ли всей душой навыкнуть смирению вместе с преподобными Паисием Величковским и Амвросием Оптинским, не удивлялись ли мудрости и промыслу Творца вместе с великими каппадокийцами? Горением духа, желанием послужить Богу, рефреном отвечает наше сердце, прикасаясь к этому неистощимому духовному кладезю. Это жизненно важно сегодня, когда человек потерял всякое волевое усилие к чему-либо. Когда грех, как на поводке тащит сотни тысяч крещеных во Христа от Церкви, от Ее благодатных Таинств.
Господь судил нам жить в эпоху стремительного овладения человечеством природы. Искусственная среда, которую творит вокруг себя человек, во многом становится самоцелью его духовных поисков. Нередко раздаются голоса скептиков о том, что отцы жили в другую эпоху, по их нравственным максимам нельзя жить ни семье, ни государству. Действительно, ни Священное Писание, ни святые отцы не дают нам рекомендаций — на чем удобнее добираться до работы, каким оператором сотовой связи выгоднее пользоваться, они говорят о проблемах духовных, которые со времен Адамова грехопадения не претерпели изменений. Ввод в работу адронного коллайдера никак не помог преодолеть человечеству грех, разделение и смерть. Все земное должно быть средством нашего спасения — это главный вывод всего религиозного опыта человечества. Если приводить аналогии из экологической проблематики: завод нарушает экологию — его убирают (сколько выведено из центра Москвы предприятий), но почему, если что-то нарушает экологию души (чистоту сердца), мы боимся вывести из своей жизни.
Мы потеряли возможность понимать не святых отцов, а в первую очередь самих себя, свой внутренний мир. Разбившись на категории в социологических опросах, уходим с головой в работу, налаживание семейного быта, в мир телевидения и интернета. А какой огромный процент молодых людей, не найдя ответа на главные вопросы жизни, замыкаются в жутком мире пьянства и наркомании. Горько и обидно смотреть на такое положение дел в обществе, ведь от каждого из нас не далеко спасение, «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Задача пастырей донести до крещеных, но не воспитанных в христианской вере соотечественников жизнеутверждающие слова апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).
Христианин, по слову Спасителя, это свет веры, любви и добродетельной жизни в окружающем его мире. Независимо от того, в каких цивилизационных условиях он живет, он должен быть носителем православного образа.
Издательский Совет/Патриархия.ru