22 января 2015 года в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол «Митрополит Киевский, Московский и всея Руси Петр — символ единства русского мира». Организаторами встречи выступили Российский православный университет (РПУ), комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.
Участников круглого стола приветствовал первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций М.Ю. Маркелов, который во вступительном слове отметил важность подобных мероприятий в сегодняшнее время столкновения цивилизаций, «когда многие наши православные братья терпят притеснения». Роль святителя Петра в политическом и духовном возвышении Москвы, по словам М.Ю. Маркелова, заслуживает особого внимания, поскольку время его первосвятительства было одним из самых значимых вех в истории российского государства. Святитель Петр, напомнил депутат, не раз призывался в свидетели при заключении договоров государственного значения, «ни одно значимое государственное и общественное начинание не обходилось без молитв у гроба святителя», и подобные факты сотрудничества и тесной связи Церкви и государства в истории страны, по его словам, безусловно, являются значимыми.
Ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) в своем вступительном слове обратился к истории жизни святителя и его наследию. «Каким было первое впечатление святителя Петра от Москвы и москвичей? Что, кроме политической подоплеки, в духовном плане расположило сердце святителя к нашему городу, сподвигнув его на решение перенести свою кафедру сюда? Мы вместе хотим осмыслить путь, который проделал митрополит Петр за всю свою жизнь», — отметил игумен Петр. Отмечая важность состоявшегося собрания, он признался: «Когда я перечитываю его (святителя Петра — ред.) житие, я отмечаю для себя удивительный факт: жизнь митрополита очень мало изучена и еще меньше является сегодня примером для воспитания молодежи. В этом свете я особенно признателен Государственной Думе и комитету по делам общественных объединений и религиозных организаций за возможность этого разговора».
Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ, доктор исторических наук Н.С. Борисов предложил порассуждать о природе сотрудничества и взаимодействия митрополита Петра и великого князя Ивана Калиты. «Почему начал митрополит поддерживать Москву? — В силу близости жизненных ценностей и установок святителя и Калиты», — отметил ученый. По его словам, святитель и великий князь «ставили общие цели для народа и страны, стремясь объединить Русь, сделать ее действительно православной землей». Святитель Петр, по словам Н.С. Борисова, был безусловным сторонником единства Русской Церкви, человеком высокой культуры, любителем книжности, борцом с ересями, сторонником чистоты Православия. Своим другом он избрал московского князя Ивана Калиту — человека огромного личного благочестия, набожного. Не даром летописцы называли его «Иван Добрый».
Заведующий кафедрой истории РПУ Б.Ю. Александров рассказал о роли Высоко-Петровского монастыря в истории России, его особой судьбе. Высоко-Петровский монастырь, как напомнил историк, сумел пережить все испытания, выпавшие на долю страны и Русской Церкви, — он горел вместе со столицей более десяти раз, подвергался разграблениям и разгромам, во время войны 1812 года в монастыре заседал ставленник Наполеона, а у стен храма шли расстрелы непокорных москвичей. В ХХ веке на территории монастыря подпольно вела свою деятельность Московская духовная академия.
Заместитель главы Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы К.Л. Блаженов обратился к собравшимся с призывом к сотрудничеству в возрождении Высоко-Петровского монастыря. По его словам, успешный опыт организации площадки для празднования Дня города на территории Высоко-Петровского монастыря 6 сентября 2014 года показывает, что обитель способна успешно встроиться в городскую жизнь и задавать тон общегородскому празднику.
Декан историко-филологического факультета РПУ, доктор исторических наук, профессор С.В. Перевезенцев рассказал о значении святительских трудов митрополита Петра в Москве, его провидческом видении великого будущего Москвы и его желании дать это великое будущее всей Русской земле. «Роль святителя Петра для духовной жизни Руси огромна», — подчеркнул С.В. Перевезенцев. Он напомнил, что саккос святителя, хранящийся в Оружейной палате, сшит из разных кусков материи, элементов ткани разных эпох — по той причине, что в этом саккосе всё время служили московские митрополиты и патриархи, ведь это считалось высочайшей честью. Поэтому саккос постоянно восстанавливали и обновляли. Так же и посох святителя Петра стал символом передачи первосвятительской власти в Москве. «Таким образом, митрополит Петр присутствует в жизни Московской епархии на протяжении многих столетий», — заключил профессор Перевезенцев.
Духовник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Пиголь) посвятил свой доклад рассуждению о русской святости на примере святителя Петра как первого московского святого.
Заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, кандидат культурологии С.Ю. Житенев рассказал о культурном наследии святителя Петра и о глубоком культурном эффекте, который оказал его судьбоносный выбор: «Для святителя и западные славянские земли, и южные, и северо-восточные были единой цивилизацией. Однако он выбирает Москву, Господь его в этом наставил: что именно за этим родом Рюриковичей — будущее русского государства».
Доцент кафедры истории Отечества, права и культуры МИИГАиК, директор канцелярии главы Российского императорского дома, кандидат исторических наук А.Н. Закатов в своем докладе осветил основные вехи тесной исторической взаимосвязи между Высоко-Петровским монастырем и российскими монархами. В завершение выступления А.Н. Закатов передал наместнику Высоко-Петровского монастыря награду от главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны — бронзовую медаль «В память 400-летия Дома Романовых, 1613-2013», учрежденную в ознаменование 400-летия восстановления российской государственности.
Также с докладами на круглом столе выступили Д.Я. Матвеенко, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Е.Г. Балашова, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации; М.Ю. Дронов, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела восточного славянства Института славяноведения РАН, член Руководящего центра общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество»; Е.К. Никифоров, председатель общества «Радонеж».
Со словами благодарности ко всем экспертам, принявшим участие в круглом столе, от имени комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций обратился зампредседателя комитета А.Г. Тарнавский.
Подводя итоги круглого стола, игумен Петр (Еремеев) отметил важность регулярного обращения к теме изучения первосвятительского наследия святителя Петра со стороны научного сообщества. По его словам, в течение юбилейного года, в преддверии торжеств в честь 700-летия Высоко-Петровского монастыря, в обители могут пройти научные конференции по темам, которые были затронуты в ходе данной экспертной дискуссии.
Сайт РПУ/Патриархия.ru