Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Духовная радость — самое главное и лучшее, что может дать Церковь человеку

Митрополит Волоколамский Иларион: Духовная радость — самое главное и лучшее, что может дать Церковь человеку
Версия для печати
12 марта 2015 г. 09:35

7 марта 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала руководитель исследовательской службы «Среда» А.Ю. Багрина.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о религиозности внешней и внутренней. У меня в гостях — руководитель исследовательской службы «Среда» Алина Багрина. Здравствуйте, Алина Юрьевна!

А. Багрина: Здравствуйте, владыка.

Каждый год во время Великого поста мы видим, как в православных храмах увеличивается число прихожан и так называемых «захожан». Мы можем судить об этом явлении как чисто внешнем. Но точно так же мы видим и большую требовательность к себе.

Меня пригласили как руководителя исследовательской компании. Зачастую исследования малоинформативны, потому что нам очень легко говорить о внешней религиозности. Это факты, их хотелось бы уважать. То, что мы видим, безусловно, важно, но то, что внутри, особенно значимо для всех.

Владыка, расскажите, пожалуйста, о Вашем первом Великом посте. Что Вы о нем помните?

Митрополит Иларион: Это воспоминания, связанные с моей ранней юностью. Меня крестили в 11 лет. Не могу точно сказать, какой Великий пост был первым, но я помню, что вскоре мы начали соблюдать пост. Время было советское. Жили мы с бабушкой, которая не была верующей. Она нам готовила, и, конечно, очень удивлялась всем этим внезапно возникшим диетическим рестрикциям. И, тем не менее, желание соблюдать пост у нас было. Я помню, что даже в школе, когда нам давали комплексные обеды, я отказывался от каких-то видов пищи, потому что у меня было очень горячее желание соблюдать пост.

Все это было связано с общим ощущением Церкви, которая достаточно неожиданно, но очень ярко вошла в мою жизнь. В конечном итоге Церковь перевернула всю мою жизнь. Я занимался музыкой, и думал, что буду профессиональным музыкантом. Но где-то уже к пятнадцати годам я понял, что самая главная любовь моей жизни — Церковь. В Церкви я полюбил все: весь жизненный церковный уклад, удивительную атмосферу, церковное богослужение, в том числе и посты.

Я думаю, что Церковь создала свое бытие, свой мир таким образом, что в нем все взаимосвязано. И поэтому мне трудно представить, как человек может, например, что-то в Церкви любить, а что-то нет, одно считать правильными, а с другим не соглашаться. Ведь здесь все в комплексе. Это как, допустим, оздоровительная диета, которую вам предлагает врач, и в ней 20 разных пунктов. Если вы скажете: я буду соблюдать только 8 из 20, то эта диета может и не дать положительного результата.

А. Багрина: К сожалению, сейчас институты и организации, проводя исследования, больше делают акцент на внешнем, и часто оставляют в стороне чувства, эмоции тех людей, которые свято чтут традиции, соблюдают те или иные правила. Но ведь в Евангелии сказано: «Когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися. <…> А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое» (см. Мф. 6:16-17). И сейчас мы иногда видим, что внешнее соблюдение православных традиций не всегда вызывает одобрение окружающих.

Вызовы есть как внутри, так и снаружи. Но когда есть внутренняя духовная жизнь, которая неизменно сопровождается радостью, — это признак настоящей религиозности, не напускной, подобно фарисейству, а живой веры, когда ты любишь Господа и чувствуешь, что любят тебя, и через любовь к ближним ты стремишься приблизиться к Богу.

Во время опроса мы задавали вопрос: «Почему вы соблюдаете пост?» Отвечая на него, примерно треть респондентов заявили, что пост — это телесная практика, воздержание, диета, и столько же говорили о душевных составляющих — душевное очищение, покаяние, приближение к Богу. Остальные затруднились ответить.

Это достаточно стабильная картина. Но есть небольшое приятное исключение. Вопрос о смысле Великого поста, о мотивах тех, кто постится, достаточно регулярно задается разными компаниями. С 2008 года мы видим, что важность телесной составляющей потихоньку уменьшается, то есть сейчас больше говорят о душевном и духовном смысле поста. И это представляется достаточно здоровой тенденцией. Хотя и здесь есть определенное лукавство. Казалось бы, такой простой вопрос: «Почему вы соблюдаете пост?» Поскольку пост чаще всего соблюдают женщины, то многие отвечают: «Для того, чтобы похудеть». И здесь возникает некая ловушка, ведь если человек действительно соблюдает пост только для того, чтобы похудеть, ему будет неловко в этом признаться. И он как раз про это не скажет. Он придумает что-то другое, скорее всего, назовет духовную причину.

С другой стороны, напротив, обратная картина. Во время поста чувства человека не получают своей привычной пищи, их жизнедеятельность останавливается, тело успокаивается, и на свет проявляется душа. Пост является неотъемлемой частью духовной жизни человека, и для него это очень интимно. Поэтому он думает, поймет ли его интервьюер, если назвать настоящую причину поста? Может, легче сказать, что цель поста заключается в том, чтобы просто оздоровиться? И верующий человек может сказать, что соблюдает пост только для того, чтобы просто стать здоровее.

Еще один момент (Вы его затронули, рассказывая про Ваш первый опыт поста) — это советское прошлое. На самом деле оно имеет колоссальное значение для страны и для традиции в России. Пост неразрывно связан с великим событием Пасхи. Но занимаясь наблюдениями и проводя исследования, социологи обнаруживают как бы две «пасхи». Одна Пасха — христианская, православная, а другая, если можно ее так назвать — символическая, обрядовая. Ведь даже в советское время красили яйца, пекли куличи, тайно святили их в церкви. То есть все годы, когда Церковь была в гонениях, отдельные составляющие пасхальной традиции не уходили.

Митрополит Иларион: У нас тоже есть своя статистика, которая базируется на простых наблюдениях. Как священнослужитель я наблюдаю, что в Великий пост в храме значительно увеличивается число прихожан как на обычной воскресной службе, так и на службах первой седмицы Великого поста.

В первые четыре дня Великого поста во всех храмах на повечериях читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это сложный текст, содержащий в себе разные цитаты из Библии, ссылки на персонажей, о которых многие сейчас и не знают, потому что мы не знаем Библию настолько хорошо, как в те времена, когда писался Великий канон. Но, тем не менее, люди приходят в храм, ибо по опыту прошлых постов им знакомы чувства благодатного переживания во время чтения этого канона.

У человека есть потребность в какой-то период года изменить ритм своей жизни, усилить интенсивность духовной жизни. Именно для этого сложился в Церкви Великий пост. Причем Великий пост — установление древнее, и, действительно, он появился как время подготовки к Пасхе, когда верующие готовили себя к встрече с Воскресшим Спасителем. Но Великий пост — это еще и время, которое на языке святых отцов называется духовной весной. И здесь я хотел бы обратить внимание на аспект радости, затронутый Вами, который, в том числе, присутствует и в покаянии. Великопостные службы — покаянные, призывающие человека к плачу, к раскаянию в своих грехах. Но в то же время после них люди из храма выходят радостными. Это та внутренняя радость, которую человек переживает, когда соприкасается с Богом, когда слышит удивительные слова церковных песнопений, и даже физически чувствует какое-то очищение. Это та радость, которую нельзя описать словами и невозможно втиснуть ни в какие рамки социологических опросов.

Читая Евангелие, я всегда поражаюсь, насколько часто Господь Иисус Христос говорит о Царстве Небесном и о Царстве Божием. Он никогда не разъясняет, что такое Царство Небесное и Царство Божие, но всегда приводит примеры и образы. Например, Он говорит, что Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, «которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Еще Царство Небесное «подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45-46). То есть он нашел эту жемчужину, и от радости продает все остальное, чтобы купить ее. А что он будет делать с этой жемчужиной — неизвестно. Зачем она ему нужна — никто не знает. И когда мы соприкасаемся с Богом, соприкасаемся с Церковью, для многих из нас эта встреча и является той радостью, которая внезапно входит в жизнь человека и преображает ее. Ведь когда Христос родился, ангелы пастухам сказали: «Мы возвещаем вам великую радость» (см. Лк. 2:10). И с этой радостью пастухи пришли и поклонились родившемуся Спасителю.

А. Багрина: Мы проводим не только количественные опросы (с использованием формализованного инструментария (анкета, опросный бланк)), но и опросы качественные. Качественный опрос — это интервьюирование, беседа, когда собеседник может тебя удивить.

С целью изучения содержательных различий между понятиями «верующий», «религиозный», мы спрашивали у людей, какие ассоциации у них вызывает слово «религиозный», какой, по их мнению, религиозный человек. На вопрос «Религиозный человек: как Вы считаете, какой он?» респонденты отвечали: «Соблюдает пост», «Ходит в церковь», «Женщины в косынках и юбках». На вопрос «Кто такой «верующий?» ответили следующее: «Это хороший человек», «Серьезный», «Добрый, честный, скорее всего», «Улыбчивый», «Приветливый», «Наверное, веселый, радостный». Таким образом, опрошенные включили в понятие «религиозный» поведенческую атрибутику, в то время как понятие «верующий» связывалось с личностными качествами.

Митрополит Иларион: Хорошо, если так реагируют на людей верующих. Это значит, что для многих людей вера является чем-то серьезным и значимым, а самое главное — это показывает, что вера преображает жизнь человека.

Вы вспомнили о фарисеях, у которых религиозность была внешней. Почему Христос жестко обличал фарисеев? Потому что у тех была внешняя религиозность и отсутствовала внутренняя составляющая. Спаситель им говорил: «Вы как окрашенные гробы» (см. Мф. 23:27), сравнивая их с гробницами, которые по иудейскому обычаю ежегодно окрашивались. Этот обычай придавал гробницам красивый вид снаружи, при этом представляя поразительный контраст с нечистотою и гниением тела и человеческих костей внутри.

Такая внешняя религиозность, которая не сопровождается внутренним преображением человека, не ведет ни в Царство Небесное, ни к той радости, которую Бог дает человеку. Это такая безрадостная, внешняя, сухая религиозность, во многом — фарисейская.

Церковь не для того установила Великий пост и другие правила, чтобы отнять у человека радость, облачить его в темные ризы, лишить возможности наслаждаться жизнью. Нет, Церковь говорит, что помимо радостей земных, есть радости духовные; помимо богатства земного, есть то Небесное сокровище, которое невозможно приобрести никакими человеческими стяжаниями. Церковь напоминает, что в жизни человека есть иное измерение, которое намного выше материального состояния, земного успеха. Оно не идет ни в какое сравнение с наслаждением благами жизни или способностью взять от жизни все.

Когда человек соприкасается с внутренним измерением Церкви (а ведь это самое главное, что есть в Церкви), только тогда он понимает, в чем смысл веры, в чем значимость Церкви, и для чего Христос создал Церковь на этой земле. Не для того, чтобы людям сделать хуже, превратить их в каких-то мрачных религиозных фанатиков, а, наоборот, чтобы раскрыть им Царство Небесное, которое невозможно описать никакими человеческими словами. Те люди, которые приходят в Церковь, в том числе и в Великий пост на эти долгие великопостные службы, соприкасаются с этой радостью, переживают ее, и они знают, что Бог присутствует в их жизни. Эта духовная радость, которая есть предвкушение сладости Жизни Вечной — самое главное и лучшее, что может дать Церковь человеку.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

В Белграде состоялись торжества по случаю 100-летия Свято-Троицкого храма — Подворья Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Антоний встретился со Святейшим Патриархом Сербским Порфирием

Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение столичного храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве

Патриаршее служение в Неделю 5-ю Великого поста. Освящение храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы. Литургия. Хиротония архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю