На современном этапе развития духовного образования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил задачу предоставить выпускникам бакалаврских программ возможность развивать различные научные направления уже на уровне обучения в магистратуре. Как известно, открытие новых магистерских профилей в духовных учебных заведениях санкционируется Священным Синодом Русской Православной Церкви, и новые программы не должны дублировать уже существующие. Поэтому магистерская программа по литургике, не имеющая аналогов в высших духовных учебных заведениях, открытие которой анонсировано председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиереем Максимом Козловым, является перспективной и востребованной.
О новой магистерской программе по литургике, ее содержании и актуальности секретарь Координационной рабочей группы Сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете иерей Константин Рева побеседовал с ведущими специалистами этой теологической специализации: заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД иереем Михаилом Желтовым и советником ректора ОЦАД профессором А.М. Пентковским, принимающими непосредственное участие в подготовке данной программы.
Иерей Константин Рева: В недавнем интервью протоиерей Максим Козлов отметил, что литургика на сегодняшний день относится к числу дисциплин, с усвоением которых у студентов бакалавриата духовных школ есть серьезные проблемы. И это обусловлено, по его словам, двумя причинами: во-первых, использованием в учебном процессе устаревших методик, во-вторых, недостаточным профессиональным уровнем отдельных преподавателей этой дисциплины. Что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы изменить нынешнюю ситуацию?
Иерей Михаил Желтов: Преподавание литургики в духовных школах в значительной мере опирается на конспекты лекций, сделанные еще во времена СССР. Но проблема даже не в этом, а в том, что само изучение литургики в те времена было построено по принципу простого описания последований церковных служб, с минимальным комментарием. Достижения исторической литургики — даже русской дореволюционной школы — учитывались в ходе преподавания в минимальной степени (исключение составляют конспекты лекций М. Арранца, прочитанных им около полувека назад в Ленинградской духовной академии, но взятые сами по себе, в отрыве от общего контекста методик преподавания, они также не очень «работают»). Поэтому нет сомнений в том, что методическое обеспечение по всему кругу предметов духовных школ, связанных с литургикой, нуждается в обновлении. Относительно же преподавателей этих предметов можно сказать следующее. Богослужение — важнейшая составляющая церковной жизни, поэтому знатоков церковного устава, гимнографии, приходских и монастырских традиций у нас вполне достаточно. Однако преподавание требует следования определенной методике, а с ней, как уже было сказано, есть сложности. Кроме того, преподавателю литургики нужно быть погруженным не только в церковную практику, но ориентироваться, хотя бы немного, в научной литературе по истории и развитию богослужения. В дореволюционные времена русские духовные школы блистали целым созвездием исследователей исторической литургики, находившихся тогда в авангарде мировой науки. Тяжелые события XX века фактически разрушили русскую литургическую школу. В наши дни следует стремиться к возрождению ее славных традиций.
А.М. Пентковский: На встречах преподавателей литургики, организованных профильным Сообществом преподавателей при поддержке Учебного комитета, неоднократно отмечалось, что проблема низкого уровня остаточных знаний у студентов духовных учебных заведений по литургике состоит именно в устаревшей методике, а не в нерадивости учащихся, но сами преподаватели литургики, особенно преподаватели региональных духовных школ, во многом оторванные от центральных духовных школ и библиотек, не имеют достаточных возможностей и ресурсов для самоподготовки и для самостоятельного изменения ситуации. Поэтому на уровне Учебного комитета было принято решение о создании новой типовой программы литургики для бакалавриата, которая и была принята на коллегии Учебного комитета 22 апреля 2021 г. В свою очередь, логическим продолжением указанной программы является создаваемая магистратура, целью которой является в том числе и подготовка высококвалифицированных преподавателей литургики для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
Иерей Константин Рева: Какие основные цели и задачи стоят перед создаваемой магистратурой? Каким будет содержание новой магистерской программы? Какие фундаментальные курсы и спецкурсы будут изучать магистранты?
Иерей Михаил Желтов: Одна из основных целей заключается в восстановлении традиций русской литургической школы, какой она была до известных событий первой трети XX в. Задачи — прежде всего, разработка рабочей методологии для подготовки специалистов по исторической литургике, ее апробация, и, наконец, воспитание кадров, обладающих надлежащими знаниями и умениями как для выполнения научной работы в этой области, так и для преподавания в духовных школах, прежде всего — на уровне бакалавриата. Преподаватель должен обладать кругозором, который намного выходит за рамки его рабочей программы. Если, скажем, рассказывать студентам о церковном уставе, просто перечисляя уставные рубрики о порядке составления типовых служб, не осознавая, как они формировались и почему, какие исторические процессы за этим стояли, вряд ли удастся по-настоящему заинтересовать этим слушателей. Поэтому знания в области исторической литургики необходимы не только исследователям, но и преподавателям духовных школ.
А.М. Пентковский: В число основных курсов этой магистратуры будут входить специализированные курсы, посвященные древнему богослужению эпохи Второго Храма, церковным структурам и богослужению начального периода истории христианства, богослужению главных церковных центров «антиохийского литургического пространства» (Антиохии, Иерусалима и Константинополя), богослужебным текстам, богослужебным книгам и их истории, истории южно- и восточнославянского богослужения.
Иерей Константин Рева: Как содержание магистерской программы будет соотносится с новой методикой изучения литургики на бакалавриате, отраженной в типовой рабочей программе, апробация которой ведется в духовных академиях и семинариях уже второй год?
А.М. Пентковский: Поскольку преподавание литургики на бакалавриате является одной из проблемных точек, о чем свидетельствуют материалы инспекционных проверок Учебного комитета, то подготовка преподавателей, ориентированных на преподавание по новой типовой программе литургики для бакалавриата, является одной из приоритетных задач новой магистерской программы, создаваемой с ориентацией на новую программу бакалавриата.
Иерей Константин Рева: Вы упомянули о различных дисциплинах, связанных с исторической литургикой, и это понятно и обоснованно, ведь еще архиепископ Филарет (Гумилевский), заложивший основы исторической литургики в Московской духовной академии, ректором которой он был в 1836-1841 гг., отмечал, что «теория богослужения, не опирающаяся на исторические данные, — ложная теория сама по себе и вредная по своим последствиям», вместе с тем, новая магистерская программа призвана готовить не только исследователей, но и преподавателей. В свою очередь, для будущей педагогической деятельности важно освоение методики преподавания литургики и литургического богословия, чтобы студенты не только знали порядок совершения богослужения, но и понимали его содержание. Будут ли предусмотрены в учебном плане магистратуры дисциплины и практики, обусловленные этими задачами?
А.М. Пентковский: Да, это так. «Историко-литургический раздел» присутствовал в программах духовных учебных заведений и в недавнее время, а теперь многие компоненты этого раздела, традиционного для русских духовных школ, будут представлены в программе новой магистратуры, но в углубленной и одновременно расширенной форме. Соответственно, программа предполагает не только изучение истории богослужения и его развития, но и раскрытие и углубленное изучение таких тем, которые соответствуют темам из различных разделов типовой программы по литургике (бакалавриат), а также рассмотрение типичных случаев представления этого материала в учебном процессе. В частности, этому может быть частично посвящена педагогическая практика, предусмотренная в IV семестре.
Иерей Константин Рева: Оказывают ли какое-либо влияние ваши научные интересы на те курсы, которые вы будете преподавать в рамках новой магистерской программы и в целом на набор и тематику курсов этого профиля?
Иерей Михаил Желтов: Отчасти да. Курсы, которые планирую преподавать лично я, будут посвящены содержанию византийского Евхология — прежде всего, истории, текстологии, толкованию чинов Божественной литургии, Крещения, других важнейших священнодействий, а также традиции символических толкований богослужения в Византии и в Древней Руси. Вопреки некоторой критике в отношении последних, высказывавшейся в новейшее время, для христиан Средневековья они были средством существенно расширить восприятие богослужения, дополнить его мистическое содержание новыми оттенками смысла. Я достаточно много занимался этими темами, им посвящен ряд моих статей в «Православной энциклопедии», различных научных изданиях. Но и другие аспекты исторической литургики и гимнографии — включая те, которые будут рассматриваться в курсах других преподавателей, начиная от установлений и богословских аспектов храмового богослужения и иных традиций межзаветного иудаизма и заканчивая богослужением в славянских Церквах, — также так или иначе входят в круг моих собственных научных интересов.
А.М. Пентковский: Те курсы, которые я предполагаю преподавать в рамках этой магистерской программы, выходят за рамки курсов, которые я ранее читал в Московской духовной академии, но именно эти темы привлекают мое внимание в последние годы. Речь идет о курсе, посвященном истории церковных структур и богослужения в I-V вв., а также способам регламентации деятельности церковных структур начального периода, и о курсе, в котором рассматриваются парадигмы литургического развития, принципы и механизмы формирования и воспроизведения литургической традиции. Но эти курсы, по моему представлению, вполне вписываются в магистерскую программу. Исторические же курсы (Антиохия — Иерусалим — Константинополь) будет читать иеромонах Епифаний (Булаев), недавно защитивший великолепную диссертацию по истории византийского Октоиха, над которой он работал под руководством отца Михаила Желтова. Итак, традиция продолжается.
Иерей Константин Рева: Планируется ли помимо истории византийского и славянского богослужения в новой магистерской программе, изучение литургических традиций армянской, коптской и иных Древних нехалкидонских Церквей, что актуально не только с точки зрения расширения исследовательского инструментария, но и с учетом активизации диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными Церквями?
Иерей Михаил Желтов: Да, изучение иных древних богослужебных традиций, помимо византийской, также рассматривается как одна из сторон программы. Впрочем, такое изучение требует специальных знаний — прежде всего, языковых, — которыми часть учащихся, очевидно, не будет обладать. Тем не менее те, кто проявит интерес к этим темам и окажется способен к работе с соответствующими источниками, получит возможность развиваться как ученый в интересующей его сфере.
Иерей Константин Рева: Говоря об открытии магистерской программы по литургике, протоиерей Максим Козлов отметил, что для подготовки к поступлению будет осуществляться набор на специализированный «подготовительный курс», где особое внимание будет уделено изучению древних языков. Насколько такая подготовка необходима и в чем она заключается?
Иерей Михаил Желтов: Современное православное богослужение наследует византийской традиции, языком которой был древнегреческий. А это значит, что изучать православное богослужение без знания древнегреческого языка — попросту невозможно. До революции древнегреческий и латынь самым серьезным образом изучались в гимназиях и семинариях, поэтому для учащихся духовных академий — а это та ступень обучения, которая сейчас именуется «магистратурой» — проблем с чтением оригинальных текстов не возникало. Сейчас, к сожалению, достаточными познаниями в области классической филологии обладают лишь единицы. Поэтому подготовительный курс будет сосредоточен, прежде всего, на изучении древнегреческого языка, а также восполнении тех пробелов в знаниях по литургике в рамках программы бакалавриата, которые, возможно, имеются у абитуриентов программы.
Иерей Константин Рева: В дополнение к подготовке профессиональных преподавателей литургики, ориентированных на типовую программу бакалавриата, важной задачей является повышения профессионального уровня действующих преподавателей литургики. Что, на ваш взгляд, в этом направлении нужно сделать? Как решению этой задачи может способствовать новая магистерская программа ОЦАД?
А.М. Пентковский: Вопрос подготовки новых преподавателей не может быть отделен, по моему мнению, от вопроса о профессиональной переподготовке действующих преподавателей литургики, так как все они прошли обучение по старой программе и многие, как показал недавний круглый стол, проведенный Сообществом преподавателей литургики 6 декабря этого года, испытывают сложности с подготовкой материала и проведением занятий по новой типовой программе. Соответственно, центр подготовки преподавателей, которым призвана стать новая магистратура, должен стать, полагаю, и центром их переподготовки.
Иерей Константин Рева: Насколько необходимы, по вашему мнению, не только регулярные краткосрочные курсы повышения квалификации, которые проводятся силами Сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете Русской Православной Церкви, но и специальная программа профессиональной переподготовки, где преподаватели могли бы системно освоить новые методики преподавания литургики?
Иерей Михаил Желтов: Возможно, организация подобной программы была бы полезна; впрочем, реализация этого предложения в самое ближайшее время не кажется мне реалистичной. Как правило, преподаватели духовных школ — состоявшиеся люди, с семьями и заботами, нередко в священном сане. Проходить длительную программу профессиональной переподготовки таким людям может существенно затруднить их занятость. Напротив, организация краткосрочных курсов повышения квалификации преподавателей литургики, как мне кажется, более чем необходима.
А.М. Пентковский: Полагаю, что скорее рано, чем поздно, мы придем к выводу о необходимости специальной переподготовки, так как в ближайшее время едва ли возможно подготовить достаточное количество преподавателей литургики, прошедших обучение по новой типовой программе бакалавриата и подготовленных в магистратуре для преподавания по этой программе. Формат краткосрочных курсов и круглых столов не позволяет обеспечить требуемую переподготовку, в том числе и по формальным причинам. Едва ли вопрос о профессиональной переподготовке по программе «Литургика» будет отложен «в долгий ящик», а это, в свою очередь, приведет к необходимости разработки соответствующих программ. По сути, речь идет о программе профессиональной переподготовки «типа Б (для преподавателей)», отличной от профессиональной переподготовки «типа А (для обучения в магистратуре)», которая в настоящее время уже разработана в ОЦАД. И в таком случае центр подготовки преподавателей станет, как уже было отмечено, и центром их переподготовки, так как специфика ОЦАД, по словам ректора, «может состоять в том, чтобы быть равно удаленной от бакалавриата всех высших духовных учебных заведений».
Иерей Константин Рева: Каких абитуриентов ожидает ОЦАД и что бы вы порекомендовали учащимся бакалавриата духовных учебных заведений, которые хотели бы проходить обучение на магистерской программе по литургике?
Иерей Михаил Желтов: Прежде всего, мы ждем в качестве слушателей тех, кто живет богослужением и хочет разобраться с его содержанием как можно глубже.
А.М. Пентковский: Мы надеемся, что в числе обучающихся будут и победители общецерковной Олимпиады по теологии для выпускников бакалавриата высших духовных учебных заведений, тем более что в наступающем году базовым вузом для проведения ее очного тура будет ОЦАД. А также рекомендую не откладывать далеко словари и учебники древних и новых языков.
Учебный комитет/Патриархия.ru