Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Вокзал Победы

Версия для печати
10 мая 2005 г. 12:46
Чем хороша историческая справедливость — тем, что она рано или поздно все-таки восстанавливается. В сотнях мест, освященных сражениями и трагическими событиями Великой Отечественной войны, сооружены мемориалы и памятники. Здесь в дни официальных торжеств звучат поздравительные речи, возлагаются цветы и гремят салюты. Однако слишком масштабна была война, слишком много она в себя вместила, и потому множество событий и мест, через которые может быть никогда не проходила линия фронта, но которые не в меньшей степени стали для многих символами войны и победы, десятилетиями — до сих пор! — молчаливо «дожидаются» того момента, когда они будут оценены должным образом и дойдет очередь до их «официального признания». После празднования 60-летия Победы к числу таких «официально почитаемых» мест наконец-то причислен и Белорусский вокзал. В этом году он стал одним из центров празднования Дня Победы. 8 мая на площади Белорусского вокзала состоялся грандиозный концерт, в котором приняли участие прославленные творческие коллективы и исполнители. Концерт начался сразу после прибытия на вокзал Эшелона Победы, на котором сотни ветеранов совершали поездку по местам боевой славы от Москвы до Бреста и обратно.
Вокзал Победы Накануне на Белорусском вокзале состоялось еще одно особое событие (слишком долго вокзал «дожидался» своей очереди и теперь получает все разом): Святейший Патриарх Алексий II 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, освятил в честь этого воина и великомученика храм-часовню, сооруженную в новом зале ожидания вокзала. Событие это планировалось уже давно, а приурочено было тоже ко Дню Победы. Напомним, что на четырех вокзалах столицы уже открыты часовни, а на Киевском вокзале действует храм-часовня в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери. Таким образом, храм на Белорусском вокзале стал уже шестым церковным сооружением на железнодорожных вокзалах Москвы. В столице пока не нашлось места для храма или часовни только на самом большом в Европе железнодорожном вокзале — Казанском, на главном в неофициальном рейтинге вокзале страны — Ленинградском, и на сравнительно скромном Савеловском. Однако планы по возведению церковных сооружений на этих вокзалах существуют и, надеемся, вскоре будут реализованы. Освящение храма в честь небесного покровителя Первопрестольной состоялось на Светлой Седмице, которая в 2005 году предшествовала юбилейному Дню Победы. О связи Светлого Христова Воскресения и Дня Победы говорил в одном из недавних интервью Святейший Патриарх Алексий II: «Удивительным образом сочетаются эти два праздника — величайшее церковное торжество и самый светлый и дорогой для наших соотечественников светский праздник. В 1945 году Святая Пасха совпала с днем великомученика Георгия Победоносца — 6 мая. Приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в Пасхальном послании 1945 года говорил о том, что Пасхальная радость Воскресения Христова соединилась для всех верующих со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой. Так одна победа предшествовала другой. Ведь и Пасха — это тоже праздник победы, победы Христа Спасителя над смертью и адом, над враждой и ненавистью». Возведение на Белорусском вокзале храма в честь Георгия Победоносца тоже не случайно и символично. В народной памяти именно этот вокзал больше всего связан с войной и Победой. В военные годы составы с этого вокзала отправлялись в пять раз чаще, чем в мирное время. В течение нескольких месяцев, начиная с лета 1941 года, в западном направлении с вокзала ежедневно уходило до 80 эшелонов. Всего же за годы войны с Белорусского вокзала были отправлены десятки тысяч железнодорожных составов. Многим воинам, уезжавшим на фронт с этого вокзала, не суждено было дожить до Победы. В смертный бой они шли, вдохновленные на подвиг самопожертвования во имя своего народа и Отчизны великой песней, ставшей гимном Великой Отечественной. Эта песня — «Священная война» — впервые была исполнена через несколько дней после начала войны именно на Белорусском вокзале. В ночь с 22 на 23 июня Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение, начинавшееся словами «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». 24 июня стихотворение было опубликовано в газетах «Известия» и «Красная звезда». Его прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров, а уже на следующий день он пришел на репетицию с новой песней. Еще через день состоялась премьера песни на Белорусском вокзале. В книге «Об огнях-пожарищах… Песни войны и победы» (М.: 1994) приводятся воспоминания об этом событии ветерана ансамбля В. Емельянова: — Сразу после напряженной репетиции мы выехали на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид хорошо знакомого нам всем вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое обмундирование. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост — своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступить в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио… Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война» тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… С первых же тактов мы почувствовал, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слезы, и это передалось нам — исполнителям. И у нас у всех тоже слезы стояли в глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пели мы «Священную войну».
Вокзал Победы Так начался путь этой песни — славный и долгий. Ее пели повсюду — на фронте, в партизанских отрядах и в тылу. С осени 1941 года каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. В день освящения храма Георгия Победоносца 6 мая 2005 года на вокзале была открыта также мемориальная доска в память о первом исполнении этой песни. В первые недели войны на Белорусском вокзале был вывешен и самый известный военный плакат «Родина-мать зовет!» художника Ираклия Тоидзе. А в мае и летом 1945 года на Белорусский вокзал начали прибывать усыпанные цветами и украшенные знаменами эшелоны с демобилизованными солдатами. На черно-белых фотографиях, сделанных на Белорусском вокзале в то время, — радость встречи, счастье победы и гордость победителей! Тогда Белорусский называли вокзалом Победы. Потом на какое-то время об этом забыли. Герои фильма «Белорусский вокзал» именно из этих солдат, вернувшихся в Москву летом 1945 года. Действие фильма происходит через 25 лет после окончания войны, но связывает действующих героев тот — победный Белорусский вокзал.
Вокзал Победы После выхода фильма заглавный «герой» закрепился в народном сознании как самый главный военный вокзал страны. Даже те, кто не видел фильм, знают прозвучавшую в нем «Песню десятого десантного», которая сегодня во время парадов исполняется оркестрами, а во время застолий — ветеранами и не только. Над музыкой к фильму работал замечательный композитор Альфред Шнитке, однако в народе живет именно эта песня, которую едва ли не случайно написал для фильма Булат Окуджава, все помнят именно этот незамысловатый мотив и простые проникновенные слова: «и, значит, нам нужна одна победа, одна на всех — мы за ценой не постоим». Все возвращается на круги своя. Белорусский вокзал снова, теперь уже почти официально, вокзал Победы. Нужно только помнить, что это место — площадь у Белорусского вокзала — было связано с победой в Отечественной войне задолго до 1945 года. После окончания войны 1812 года при въезде в Москву у Тверской заставы, располагавшейся на территории нынешней Белорусской площади, была сооружена деревянная арка. Именно под ней в 1814 году торжественно проходили войска, вернувшиеся из Западной Европы после победы над Наполеоном. В 1829—1834 годах по проекту архитектора О. Бове на этом месте была возведена каменная арка из белого камня с чугунными колоннами и фигурами воинов. Арку завершала колесница Славы. При реконструкции Москвы в 1936 году (кстати, свое нынешнее название Белорусский вокзал получил именно в мае 1936 года, до этого он назывался Брестским, а еще раньше — Смоленским) Триумфальная арка была разобрана (в 1968 году она восстановлена на Кутузовском проспекте). Увы, даже многие москвичи не знают, что площадь Белорусского вокзала, можно сказать, генетически связана с победой и славой русского оружия. Мемориальной доски об этом нет. Но это не страшно. Впереди у нас еще много юбилеев. Не за горами, например, 200 лет Отечественной войны 1812 года. Что хорошо, что историческая справедливость так или иначе восстанавливается.

Виктор Радзиевский