Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Н.К. Фигуровская: Симонов В.В. Церковь – общество – хозяйство. – М.: Наука, 2005. – 702 с.

Н.К. Фигуровская: Симонов В.В. Церковь – общество – хозяйство. – М.: Наука, 2005. – 702 с.
Версия для печати
22 февраля 2006 г. 15:28

Вышедшая в серии «Экономическая наука современной России» издательства «Наука» новая книга В.В. Симонова (игумена Филиппа) посвящена теме, для современной российской экономической науки новой (последнее отечественное исследование подобного рода — книга Экземплярского «Учение древней Церкви о собственности и милостыне», изданная еще до революции) и вполне нестандартной.

В настоящее время много говорится о необходимости духовного возрождения России. Не меньшее внимание уделяется роли Русской Православной Церкви и иных традиционных религиозных конфессий в формировании основ этого процесса. Однако, как правило, все эти разговоры крайне субъективны — в том смысле, что они отражают не столько реальное положение вещей, сколько наши собственные мысли об этих вещах и об их соотношении в современной политико-экономической действительности.

Первая заслуживающая высокой оценки заслуга автора монографии — в том, что он предпринял попытку преодолеть этот род субъективизма. Основная задача обсуждаемой книги состоит в масштабной, скрупулезно фундированной экспликации базовых принципов взаимоотношения Церкви и социума во всех аспектах его деятельности (включая хозяйственный), заложенных в писаниях Нового завета и унаследованных впоследствии православным богословием разных времен и народов.

Нужно сказать, что задача эта — более чем объемная. Количество источников столь велико, что, не ограничивая себя хронологически (как это и делает автор), исследователь рискует быть погребенным под огромной лавиной информации. Автору удалось избежать этой опасности. Исключительно «экономный» подбор источников сочетается с «жесткой», скрупулезной манерой их анализа. Это позволило исследованию остаться, с одной стороны, в физически обозримых рамках, а с другой — дать весьма полное (чтобы не сказать — исчерпывающее) представление об особенностях христианской экономической мысли и в ее исторической динамике — с момента зарождения и вплоть до современности, и в ее географической протяженности — от мест ее зарождения в Палестине, через Передний Восток и Грецию, до Руси и России на Востоке и Ватикана на Западе.

Систему координат, в которых существовали исторически церковная экономика и каноническое право, исследование предлагает рассматривать как систему дихотомий, связанных как с отношениями христианской общины и внешнего мира, так и с особенностями строения самой общины (с. 27), причем эта система рассчитана на внесение сакрального начала во внешние по отношению к Церкви структуры (с. 11–12, 127–128, 264). На этих посылках основывается оценка экономических процессов не только с позиций материальных, но и духовных (с точки зрения сотериологии, экклесиологии, эсхатологии и т.д.).

Автору удалось составить вполне целостное представление о развитии в православно-христианском миропонимании восприятия основных экономических категорий (хозяйственная деятельность как принудительный и одновременно творческий процесс; телеология экономики; собственность и ее оценка; эффективность и ее измерение; трудовые отношения; государство и право и др.)

Важным достоинством книги является то, что она не ограничивается лишь политико-экономическими аспектами анализа, но, исследуя и мировоззренческие, и организационные основы христианской общины, которые, несомненно, оказывают существенное влияние и на позиционирование этой общины во внешнем мире, и на восприятие смысла исторического развития в целом и места в этом развитии хозяйственных процессов.

Автор справедливо указывает на глобализирующий характер социально-экономического идеала христианства (с. 121–122, 454), представляющий собой род глобального, принципиально отличный от той концепции глобализации, которая предложена миру современной эпохой. Этот идеал (возможно, несколько утопичный в глазах современного человека) базируется на принципах социальной справедливости и взаимопомощи, но при этом он — коренным образом отличен от социо-коммунистического идеала в том его варианте, который был предложен к реализации марксистской теорией (с. 26).

Второй несомненной удачей автора следует признать удачное совмещение под одной обложкой историко-экономического, конкретно-экономического (часть 1) и историко-правового (часть 2) исследований. Междисциплинарный подход позволяет автору не только зафиксировать основные положения экономической мысли в церковной литературе и их закрепление в каноническом праве, но и выявить те коллизионные моменты, которые затрудняют эффективное взаимодействие Церкви и государства в современной России. Прежде всего, речь идет о восприятии российским светским правом Церкви как стандартной корпорации, а ее нормативных правовых актов — как разновидности корпоративного права, против чего активно протестует автор (с. 485–486, 540); о понятии юридического лица в приложении к Церкви и ее структурам (с. 503, 530–534, 541–542); и ряд др.

В целом же можно сказать, что историко-правовой анализ, предпринятый автором, является важным теоретическим шагом в развитии отечественной православной канонистики еще и потому, что исследование (возможно, впервые с рубежа XIX–XX вв.) не замыкается в области профессионального богословия, но пытается найти пути естественной рецепции правотворческим процессом в современной России с базовыми нормами канонического права, учитывая выделяемые в книге особенности последнего. Такая рецепция позволит, как полагает автор, добиться более адекватного взаимодействия светских властей и Церкви в сфере правового регулирования различных сфер деятельности (помимо собственно культовой) религиозных организаций (с. 544).

Что касается композиции книги, то исследование не ограничивается исключительно историко-экономическими и историко-правовыми проблемами. Оно содержит целый ряд содержательных «отступлений», каждое из которых выводит читателя на различные аспекты современной экономической действительности.

Заслуживают внимания также выводы автора относительно обязательности введения формационных характеристик в определение сущности рыночной экономики в различные периоды развития общества (с. 387–388), от которых совершенно абстрагируется неолиберальная экономическая теория.

С точки зрения позиционирования Церкви в современном обществе несомненный интерес представляет заключение о принципиально новом характере тех вызовов, с которыми сталкивается христианство в настоящее время. Превращение религии в «частное дело каждого», насильственное лишение ее социального характера выводит современное христианство из среды социальных отношений, лишает его потенциала участия в формирования не только основ социальных отношений или способа производства, но даже и идеологии современного секулярного общества.

Реагируя на эти вызовы, Церкви, по мнению автора, с одной стороны, необходимо избежать того, что в литературе называют «соблазном интеграции в общество» (с. 546–549, 552–553) , а с другой стороны — не растерять тех позитивных богословских и практических основ, которые веками делали ее системообразующим элементом общества — не как совокупности индивидов и корпоративных структур, а как единого исторического целого.

В этой связи можно согласиться с автором в том, что сегодня самой важной задачей Церкви в социально-экономической системе является выработка граничных условий развития личности и общества — тех условий, которые ограничили бы общественный потенциал саморазрушения и позволили бы современному социуму сохранить его общественный характер. В этом — историческая миссия Церкви и как социального организма, и как богочеловеческого таинства (с. 560–562).

Несомненным достоинством издания является аннотированный предметно-именной указатель. Действительно, хотя проблематика книги вполне близка и понятна современному читателю, многие исторические реалии и персоналии, упоминающиеся по тексту, остались бы пустым звуком, не будь они соответствующим образом прокомментированы. Но если бы такой комментарий был дан в подстрочных примечаниях, и без того весьма обширных и содержательных, за их объемом рисковал бы потеряться основной текст. Поэтому вынос комментариев за пределы текста монографии не дает ей выйти за пределы понятия компактности и в то же время позволяет читателю без труда восстановить свои познания касательно исторических реалий.

Хотя язык книги — весьма живой, а местами — даже и с некоей беллетристической претензией, некоторые пассажи вызывают настороженность своим объемом. Кроме того, понимая увлеченность автора языком источника, следует сказать и о том, что восприятие текста современным читателем было бы все-таки полнее, если бы ряд цитат на церковнославянском и древнерусском языках, которыми изобилует изложение прежде всего там, где речь идет об экономическом богословствовании восточных аскетов (гл. 4) и древнерусских духовных писателей (гл. 5, особенно с. 269–276), оказался бы переведенным на литературный русский.

Следует также отметить весьма жесткий критический настрой автора в отношении ряда проблем, связанных с современностью. Речь идет, прежде всего, о глобализационных тенденциях, основанных на идее формирования монополярного мира (см., напр.: Отступление 2), и о любых попытках апологии этих тенденций, в том числе исходящих и из христианского лагеря (гл. 6; тж.: с. 12, 15, 372–380, 509), о процессах формационной ломки, происходивших в России в 90-х гг. ХХ в., и их воздействии на духовное развитие общества (Отступление 2; гл. 7) и т.д.

Не менее критичен автор и при анализе правовых вопросов, прежде всего — вопроса о статусе Церкви в современном российском законодательстве, который, по мнению автора, определяется не столько попытками найти реальный status quo между интересами светского государства и той части социума, которая составляет «тело» веками сформированного социально-духовного церковного организма, сколько представлениями отечественного законодателя о религии и Церкви, сложившимися под влиянием, прежде всего, протестантского восприятия проблемы (гл. 12).

В то же время исследование не проходит мимо негативных тенденций, которые сформировало наше время (да и не только наше — см., напр.: Отступление 1) в самом церковном организме и вокруг него (с. 506–507, 542–543). Такой взвешенный подход помогает исследователю избежать уклонения в гиперкритику. Изложение остается теоретически взвешенным и не отходит от той цели, которая стоит перед ним: поиск путей переосмысления всей системы трудовых отношений в обществе, с одной стороны, и возможностей ресоциализации общества и личности — с другой (с. 24–25).

Издание богато иллюстрирована, что, в частности, демонстрирует высокое качество издательского дела, сохраненное издательством «Наука» в сложных условиях современной российской действительности.

В заключение мы должны сказать, что рецензируемая монография представляет собой, несомненно, достойный итог исследований автора, предпринимавшихся с начала 90-х гг., и надеемся, вызовет живой интерес читательской аудитории.

Н. К. Фигуровская

Материалы по теме

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву

Комиссия Межсоборного присутствия по церковному праву обсудила актуальные канонические темы

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву

В ОЦАД открылся лекторий по каноническому праву

В Синодальном отделе по тюремному служению прошла встреча с помощниками начальников московских СИЗО по работе с верующими и православными волонтерами, посещающими учреждения УИС

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в храме при Московской городской Думе

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня финансиста [Патриарх : Приветствия и обращения]

В сопровождении председателя Патриаршего совета по культуре министр культуры РФ, глава Республики Крым и председатель правления ПАО «Сбербанк России» посетили культурные объекты Алупки

Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ приняли участие в XXVII Петербургском международном экономическом форуме

Святейший Патриарх Кирилл: «Чем больше христианского начала в экономике, тем более справедливо общество» [Патриарх : Интервью]

Другие рецензии

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Лескин Димитрий, протоиерей. Метафизика слова и имени в русской религиозной философии. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. — 576 с.

Е. Клевцова: «Русская Православная Церковь. ХХ век»/под ред. архим. Тихона (Шевкунова). М.: изд-во Сретенского монастыря. 2008.

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Мар Исхак с горы Матут (Преподобный Исаак Сирин), VII в. Воспламенение ума в духовной пустыне / Пер. с сир. А.В. Муравьева. — М., 2008.

Иларион, еп. Венский и Австрийский: Протоиерей Александр Шаргунов. Двунадесятые праздники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 632 стр.

Прот. В. Асмус: Архиепископ Андроник (Никольский). Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве — в связи с вопросом об искуплении. — М.; Фрязино, 2008.

А.Г. Дунаев: Прп. Максим Исповедник. Письма / В пер. Егора Начинкина. — СПб.: Изд. СПбГУ; Русская Христианская гуманитарная академия, 2007.— 285 с. (Византийская философия. Т. 2; Smaragdos Philocalias).

А.Ю. Виноградов: Дворник Франтишек. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее / Пер. с англ. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2007. (Via Sacra; I).

А. Г. Дунаев: Богословские труды. — М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. — Вып. 41.

Освящение храма. Сборник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 413 с.

А. А. Ткаченко: Dunn J. D. G. Jesus Remembered. Grand Rapids (MI): Eerdmans, 2003. (Christianity in the Making; 1).