Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил 27 января на пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений.
***
...Нам нужно вместе порассуждать о том, как должно выстраиваться общественное служение православных христиан. Сегодня Церковь и общество в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдове — это в значительной степени одно и то же, потому что общество в наших странах состоит по преимуществу из православных христиан. Значит, одни и те же люди в значительной степени составляют как Церковь, так и общество. У христиан есть общественное служение, хотя бы потому, что они в большинстве своем являются профессионалами в разных областях жизни государства и общества.
У нас немало православных государственных служащих, православных спортсменов, православных политиков, православных предпринимателей, православных художников, рабочих, крестьян, то есть людей самых разных профессий, в силу которых они имеют определенные общественно значимые задачи. И когда мы говорим об общественной миссии православных христиан, это означает, что человек, трудящийся в любой сфере жизни общества и государства, должен себя проявлять как христианин, должен быть человеком веры, что бы он ни делал и в какой бы сфере общественной жизни он ни трудился.
Более того, у православных христиан есть некая соборная, совокупная общественная миссия, которую они могут осуществлять, будучи тружениками в тех или иных областях, координируя, объединяя свои усилия именно в качестве православных христиан, позитивно влияя на ту или иную сферу жизни общества и жизни государства. Нам нужно решительно отвергнуть известную идею, которая навязывается нам как со стороны некоторых светских сил, так и со стороны некоторых людей, которых мы встречаем внутри Церкви. Идея эта сводится к следующему: мы не должны мыслить чем-то единым свою церковную жизнь и свое общественное служение или свою профессиональную деятельность. Нам пытаются сказать: будьте христианами только в храмах, не будьте христианами там, где вы трудитесь или в целом в общественной сфере. Мы очень часто слышим подобные взгляды, и не только со стороны секуляристов и атеистов, что естественно, со стороны некоторых вольных интерпретаторов действующего законодательства, но и со стороны людей, присутствующих, как я уже сказал, в церковной среде. Нам пытаются подчас сказать, что не надо слишком много христианину рассуждать о политике, об экономике, о жизни государства, о законодательстве. Это разделение, которое навязано отчасти советским периодом, а отчасти новыми апологетами секуляризма, является, с моей точки зрения, очень странным для христианина. Не может устоять, как мы хорошо с вами знаем, царство, разделившееся в самом себе. Не может человек разделить себя на церковное существо и общественное существо. Не может социум, будь то местная община или народ страны, разделить свою духовную миссию и свою так называемую светскую жизнь.
Когда мы говорим о разделении религиозных объединений и государства, мы, прежде всего, говорим, что управляющие органы государства и церковные канонические структуры не объединены в один организм. Между прочим, закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который дает официальную трактовку принципу светскости государства и принципу отделений религиозных объединений от государства, трактует эти принципы очень четко, говоря о том, что они означают именно отсутствие общего управленческого механизма у государства и у религиозных объединений и, в принципе, ничего более. Согласно закону, государственные органы не руководят церковными процессами, а церковные органы не участвуют в руководстве государством. Но это абсолютно не означает, что мы можем разделить жизнь христианина или жизнь христианского сообщества на светскую жизнь и на церковную жизнь.
Итак, и христианин, и христиане, составляющие ту или иную общину, то или иное сообщество людей, могут проявлять свою веру в общественно значимых делах. И они это, слава Богу, делают. У нас сейчас, если почитать журнал «Фома», главный редактор которого только что выступал в этом зале, очень много людей, которые как христиане мыслят себя в искусстве, в бизнесе, в политике. Мы хорошо знаем имена этих людей.
Хорошо, что у нас есть сильные православные индивидуумы, ощущающие себя в качестве верующих людей в той или иной сфере жизни общества. Чего у нас пока мало — это скоординированного влияния православных христиан на все те сферы жизни общества и государства, в которых они трудятся. А такое влияние как раз и может осуществляться через координацию усилий. Мы должны ощущать себя Церковью, действующей в мире. Мы должны ощущать себя сообществом людей, которые вместе, именно вместе, соборно, а не поодиночке, влияют на творческие процессы, на экономику, на государственное управление, на все сферы жизни, в которых мы трудимся. И не нужно бояться ставить перед собой именно такую задачу: если мы — большинство в своей собственной стране, в своих собственных странах — здесь присутствуют представители Белоруссии, Украины, Молдовы, — то мы имеем полное право на то, чтобы наши нравственные принципы, наше видение настоящего и будущего были определяющими в тех сферах жизни общества и государства, в которых мы трудимся. А для этого нужно уметь формулировать свои цели. Для этого нужно уметь вырабатывать механизмы, которые позволяли бы христианам, в первую очередь мирянам, ставить перед собой христианские смысловые задачи во всех сферах жизни народа и страны.
К этому сегодня делаются первые шаги — создается объединение православных женщин, действует Совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле, думаю, что будут создаваться коллегиальные органы, которые будут кординировать церковно-общественную деятельность в области искусства, начинаются достаточно активные контакты с миром спорта — это только несколько областей, но во всех этих областях нам нужно строить планы, нужно формулировать свои задачи, нужно ставить вопрос о том, как добиваться их исполнения.
Очень важно уйти от параллелизма. У нас сегодня много православных общественных организаций, послезавтра в рамках Рождественских чтений пройдет круглый стол, на котором будет сделана попытка обсудить координацию усилий этих общественных организаций. Будут делаться и другие попытки объединения сил. Мне думается, что очень важно прийти не просто к формальным управленческим решениям — достаточно просто создать разные организации, разные объединения, координирующие органы, информационные структуры, которые помогут людям знать, что делают другие, и что им лучше всего делать самим, — но нужно изменить наше самосознание в том смысле, чтобы православные христиане, в первую очередь миряне, находили бы свое место в тех сферах жизни государства и общества, в которых они трудятся — не поодиночке, не оставаясь людьми, которые по воскресеньям и праздникам являются христианами, а во все остальные дни, во все остальное время — людьми, живущими по совершено другим законам, по законам мира сего, — а живой и действующей общиной людей, поступающих как православные христиане в православной стране.
Спасибо большое.
«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru