Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на XVIII Международных Рождественских чтениях

Выступление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на XVIII Международных Рождественских чтениях
Версия для печати
31 января 2010 г. 17:34

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил 27 января на пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений.

***

...Нам нужно вместе порассуждать о том, как должно выстраиваться общественное служение православных христиан. Сегодня Церковь и общество в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдове — это в значительной степени одно и то же, потому что общество в наших странах состоит по преимуществу из православных христиан. Значит, одни и те же люди в значительной степени составляют как Церковь, так и общество. У христиан есть общественное служение, хотя бы потому, что они в большинстве своем являются профессионалами в разных областях жизни государства и общества.

У нас немало православных государственных служащих, православных спортсменов, православных политиков, православных предпринимателей, православных художников, рабочих, крестьян, то есть людей самых разных профессий, в силу которых они имеют определенные общественно значимые задачи. И когда мы говорим об общественной миссии православных христиан, это означает, что человек, трудящийся в любой сфере жизни общества и государства, должен себя проявлять как христианин, должен быть человеком веры, что бы он ни делал и в какой бы сфере общественной жизни он ни трудился.

Более того, у православных христиан есть некая соборная, совокупная общественная миссия, которую они могут осуществлять, будучи тружениками в тех или иных областях, координируя, объединяя свои усилия именно в качестве православных христиан, позитивно влияя на ту или иную сферу жизни общества и жизни государства. Нам нужно решительно отвергнуть известную идею, которая навязывается нам как со стороны некоторых светских сил, так и со стороны некоторых людей, которых мы встречаем внутри Церкви. Идея эта сводится к следующему: мы не должны мыслить чем-то единым свою церковную жизнь и свое общественное служение или свою профессиональную деятельность. Нам пытаются сказать: будьте христианами только в храмах, не будьте христианами там, где вы трудитесь или в целом в общественной сфере. Мы очень часто слышим подобные взгляды, и не только со стороны секуляристов и атеистов, что естественно, со стороны некоторых вольных интерпретаторов действующего законодательства, но и со стороны людей, присутствующих, как я уже сказал, в церковной среде. Нам пытаются подчас сказать, что не надо слишком много христианину рассуждать о политике, об экономике, о жизни государства, о законодательстве. Это разделение, которое навязано отчасти советским периодом, а отчасти новыми апологетами секуляризма, является, с моей точки зрения, очень странным для христианина. Не может устоять, как мы хорошо с вами знаем, царство, разделившееся в самом себе. Не может человек разделить себя на церковное существо и общественное существо. Не может социум, будь то местная община или народ страны, разделить свою духовную миссию и свою так называемую светскую жизнь.

Когда мы говорим о разделении религиозных объединений и государства, мы, прежде всего, говорим, что управляющие органы государства и церковные канонические структуры не объединены в один организм. Между прочим, закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который дает официальную трактовку принципу светскости государства и принципу отделений религиозных объединений от государства, трактует эти принципы очень четко, говоря о том, что они означают именно отсутствие общего управленческого механизма у государства и у религиозных объединений и, в принципе, ничего более. Согласно закону, государственные органы не руководят церковными процессами, а церковные органы не участвуют в руководстве государством. Но это абсолютно не означает, что мы можем разделить жизнь христианина или жизнь христианского сообщества на светскую жизнь и на церковную жизнь.

Итак, и христианин, и христиане, составляющие ту или иную общину, то или иное сообщество людей, могут проявлять свою веру в общественно значимых делах. И они это, слава Богу, делают. У нас сейчас, если почитать журнал «Фома», главный редактор которого только что выступал в этом зале, очень много людей, которые как христиане мыслят себя в искусстве, в бизнесе, в политике. Мы хорошо знаем имена этих людей.

Хорошо, что у нас есть сильные православные индивидуумы, ощущающие себя в качестве верующих людей в той или иной сфере жизни общества. Чего у нас пока мало — это скоординированного влияния православных христиан на все те сферы жизни общества и государства, в которых они трудятся. А такое влияние как раз и может осуществляться через координацию усилий. Мы должны ощущать себя Церковью, действующей в мире. Мы должны ощущать себя сообществом людей, которые вместе, именно вместе, соборно, а не поодиночке, влияют на творческие процессы, на экономику, на государственное управление, на все сферы жизни, в которых мы трудимся. И не нужно бояться ставить перед собой именно такую задачу: если мы — большинство в своей собственной стране, в своих собственных странах — здесь присутствуют представители Белоруссии, Украины, Молдовы, — то мы имеем полное право на то, чтобы наши нравственные принципы, наше видение настоящего и будущего были определяющими в тех сферах жизни общества и государства, в которых мы трудимся. А для этого нужно уметь формулировать свои цели. Для этого нужно уметь вырабатывать механизмы, которые позволяли бы христианам, в первую очередь мирянам, ставить перед собой христианские смысловые задачи во всех сферах жизни народа и страны.

К этому сегодня делаются первые шаги — создается объединение православных женщин, действует Совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле, думаю, что будут создаваться коллегиальные органы, которые будут кординировать церковно-общественную деятельность в области искусства, начинаются достаточно активные контакты с миром спорта — это только несколько областей, но во всех этих областях нам нужно строить планы, нужно формулировать свои задачи, нужно ставить вопрос о том, как добиваться их исполнения.

Очень важно уйти от параллелизма. У нас сегодня много православных общественных организаций, послезавтра в рамках Рождественских чтений пройдет круглый стол, на котором будет сделана попытка обсудить координацию усилий этих общественных организаций. Будут делаться и другие попытки объединения сил. Мне думается, что очень важно прийти не просто к формальным управленческим решениям — достаточно просто создать разные организации, разные объединения, координирующие органы, информационные структуры, которые помогут людям знать, что делают другие, и что им лучше всего делать самим, — но нужно изменить наше самосознание в том смысле, чтобы православные христиане, в первую очередь миряне, находили бы свое место в тех сферах жизни государства и общества, в которых они трудятся — не поодиночке, не оставаясь людьми, которые по воскресеньям и праздникам являются христианами, а во все остальные дни, во все остальное время — людьми, живущими по совершено другим законам, по законам мира сего, — а живой и действующей общиной людей, поступающих как православные христиане в православной стране.

Спасибо большое.

«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

Вышла в свет научная монография помощника ректора Российского православного университета Василия Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса»

Святейший Патриарх Кирилл: Даже будучи светским государством, Россия стремится жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Важно, чтобы наш народ сохранял свою внутреннюю свободу

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»